Олег Смолин: Образование — не услуга, а служение

Олег Смолин: Образование — не услуга, а служениеДепутат Государственной Думы от КПРФ, первый заместитель Председателя Комитета по образованию О.Н. Смолин встретился с журналистами в помещении Новосибирского областного комитета партии.

Иван Стагис

28 августа в помещении Новосибирского областного комитета КПРФ состоялась пресс-конференция депутата Государственной Думы, доктора философских наук Олега Смолина. Рассказывать обо всей общественной деятельности Олега Николаевича можно бесконечно, но основной фронт работ — образование, Олег Смолин — первый заместитель Председателя думского Комитета по образованию. Это не первый его визит в Новосибирск — он приезжал перед выборами в Законодательное собрание в 2010 году, выступал на IV Съезде народных депутатов Сибири и Дальнего Востока в 2011 году.

По мнению Олега Смолина, в современной России наблюдается явное противоречие между курсом внешней и внутренней политики. Если во внешней политике наблюдается некоторое стремление к защите национальных интересов, то во внутренней политике продолжается либеральный курс. Как отметил депутат, даже Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает не импортозамещение, а новую индустриализацию. Но особенно отчетливо «дух Гайдара и Чубайса» ощущается в социальной политике, в том числе, в сфере образования:

– Лучшие экономисты мира, Нобелевские лауреаты убеждают, что модернизация в XXI веке может базироваться только на человеческом потенциале. По вложениям в человеческий потенциал в Советское время, как рассчитали мои коллеги, мы входили в десятку лучших стран мира, в 1992 году были 34-ми, сейчас занимаем 57-е место. Это даже, несмотря на «процветание» нашей экономики в начале нулевых. Россия тратит на медицину 3,7% от внутреннего валового продукта, минимально допустимая норма, по международным данным – 6%. Россия тратит на образование 4% внутреннего валового продукта – по этому показателю мы занимаем предпоследнее место среди развитых стран. Никто при таких низких вложениях в образование модернизации не провел. Проблема не только в организации производства, но и в распределении.

Выход из сложившейся ситуации Олег Смолин видит в левом повороте. Он уверен, что продолжение либерального экономического курса, «кудриномики» приведет к стагнации, и только левый поворот спасет страну:

– Чем больше людей с левыми взглядами, прежде всего представителей КПРФ, будет во власти, тем больше шансов обеспечить мирный левый поворот, который нам необходим как воздух. Пока что правительство продолжает сокращать расходы на образование, правда, говоря, что урежут меньше, чем на другие сферы. Прямо как в известном фильме: «Мы тебя не больно зарежем».

Помимо сокращения расходов на образование, правительство постоянно повышает нагрузку на преподавательский корпус. Усиливается и бюрократизация этой сферы. Олег Смолин как раз сейчас является заместителем председателя рабочей группы российского парламента, который борется с этой, без преувеличения, бедой отечественного образования:

– По официальным данным комитета по образованию, каждое учебное заведение в год пишет примерно 300 отчетов по нескольким десяткам тысяч показателей, в том числе по тем программам, срок действий которых давно истек. Работать со студентами и детьми стало просто некому. Мы предложили всем проверяющим инстанциям брать информацию только с сайта учебного заведения, а количество проверок сократить до одной в год — перед началом учебного года.

Третья большая проблема — это разработка стратегии воспитания. Через 10 лет после распада Советского Союза Министерство образования спохватилось и решило уделить внимание подрастающему поколению:

– Государство заговорило на эту тему, но дальше разговоров дело не пошло. Во-первых, под стратегию пока нет ресурсов. Во-вторых, стратегия образования и воспитания не учитывает известную с 18-го века истину о том, что человек формируется не только специальными воспитательными действиями, но прежде всего – средой. Экономический кризис, провал экономической политики, а кризис начался не с Крыма, еще в 2013-м году Медведев говорил, что в экономике «кисляк» — привел к росту безработицы. Давно доказано: увеличение безработицы на 1 процент — плюс 4 процента к самоубийствам, плюс 6 процентов к уровню преступлений, плюс 3,5 процента к уровню психических заболеваний. Исследования, проведенные в США, показали — за половину всех преступлений «отвечает» массовая культура. В России может не больше. Достаточно включить СТС или ТНТ, чтобы вспомнить известное выражение Ильи Эренбурга о том, что некоторые юмористы видят только нижнюю часть человека. Доказано, что в стране с высокой степенью социального неравенства, преступность выше, социальная атомизация – выше.

Олег Смолин убежден: необходимо менять сам подход к политике в сфере образования:

– Образование — это не часть сферы обслуживания, а сфера производства, производства человека как личности. Работа в образовании — это не работа в сфере услуг, мои родители-учителя оскорбились бы, если бы узнали, что обслуживают кого-то — это служение, также как актер в театре служит искусству. Расходы на образование — это не обуза для бюджета, а самые необходимые долгосрочные инвестиции.

После своего яркого выступления Олег Николаевич ответил на вопросы журналистов, которые все это время пристально следили за тем, что говорит депутат — редко встретишь такой интерес. Первый вопрос касался наболевшей темы ЕГЭ — недостатки известны всем, но возвращаться к старой системе экзаменов никто не спешит. Олег Смолин всегда являлся противником ЕГЭ и сейчас видит в ситуации лишь подтверждение тех опасений, которые высказывал ранее:

– Лет 15 назад, когда шли только разговоры о переходе к такой системе экзаменов, я позволил себе едкое замечание: «Если экзамены у нас будут проходить в форме «поля чудес», тогда мы окажемся в стране дураков». Умных в стране пока достаточно, но три года назад проводился опрос — треть респондентов считала, что Солнце является спутником Земли, примерно столько же — что если радиоактивное молоко прокипятить, то радиация исчезнет. Падение общеобразовательного уровня – это факт, и ЕГЭ во многом виноват. Если по математике ЕГЭ максимально приблизили к традиционной контрольной работе, то по гуманитарным дисциплинам тестоподобные задания думать не научат. Мы требуем, чтобы по гуманитарным предметам были введены устные экзамены, либо их элементы. Ведь ЕГЭ по литературе убил воспитательную сущность предмета, а это — самое мощное средство воспитания школьников. Никакие проповеди «Основ православной культуры» не сравнятся с великой русской литературой. Моя любимая учительница литературы, кстати, до сих пор жива, любила повторять, что литература – не учебный предмет, а воспитание души. ЕГЭ должен быть приговорен к высшей мере реформирования.

Второй вопрос касался темы импортозамещения, тем более, что Олег Смолин касался этой темы в своем выступлении. Депутат своим ответом показал, что разбирается в этом вопросе:

– Если речь идет, скажем, о медицинском оборудовании средней сложности, то импортозамешение в этой сфере в ближайшие годы более-менее возможно. Когда речь идет об аппаратуре высокого качества, то мы не готовы найти ей замену. Уровень разрушения отечественной промышленности, особенно высокотехнологичной, оказался таким глубоким, что невозможно мгновенно восстановить свое производство. Количество инноваций сейчас в 5-7 раз ниже, чем в Советский период. Кстати, убийственная ставка Центробанка ликвидировала большую часть выгод от падения курса рубля. Прекрасно помню 1998 год, когда правительство Примакова-Маслюкова-Глазьева-Геращенко не стало поднимать в схожих условиях ключевую ставку Центробанка, в итоге наши товаропроизводители оказались в выгодном положении в сравнении с иностранцами – начался бурный экономический рост.

Депутат также ответил на вопрос о том, как бороться с отъездом талантливой молодежи. Он отметил, что введение ЕГЭ привело к резкому увеличению в столичных ВУЗах представителей провинции, что отразилось на интеллектуальном уровне абитуриентов – в том числе, сибирских университетов. Ранее об этом, кстати, говорил академик Николай Диканский:

– По опросу «Левада-центра» 45% российских выпускников предпочли бы жить и работать не в своей стране, а в другой. Сергей Степашин в последний год руководства Счетной палатой отмечал, что за три года уехали 1 миллион 200 тысяч молодых людей. Повышение статуса высококвалифицированного труда, ограничение неравенства, дебюрократизация образования — все эти меры позволят решить проблему.

После встречи с журналистами Олег Смолин пообщался с партактивом Новосибирской областной партийной организации, кандидатами в Законодательное собрание и Совет депутатов Новосибирска от КПРФ.

Комментирование запрещено