По страницам газеты «Советская Россия». Как проголосуют деньги?

До единого дня голосования 13 сентября остается три недели. Впервые за последние годы региональные и муниципальные выборы пройдут в обстановке глубокого и все более углубляющегося финансово-экономического кризиса. В этой связи остро встала проблема финансирования избирательных кампаний. На днях движение в защиту прав избирателей «Голос» выпустило аналитический доклад о финансировании губернаторских выборов в 20 субъектах Федерации по состоянию на конец июля – начало августа. Приведенные в нем цифры не окончательные и будут еще меняться, однако пропорции существенно уже не изменятся.

Александр Фролов, sovross.ru

В избирательных фондах кандидатов в губернаторы накоплено в общей сложности 333,6 млн рублей. Партийный расклад получился следующий (см. таблицу 1).

Таким образом, налицо полное финансовое доминирование «Единой России». Если учесть, что в Смоленской области баллотирующийся на следующий срок губернатор является членом ЛДПР (размер фонда 34,7 млн руб.), то преобладание партии власти становится еще более весомым – 82,5%. Очевидно, партия власти рассчитывает получить сопоставимый процент голосов избирателей.

Для любителей более детального анализа приводим также региональные тройки лидеров по размерам накопленных в избирательные фонды денег (см. таблицу 2). В скобках после наименования субъекта Федерации указан предельно допустимый размер избирательного фонда одного кандидата.

То, что «Единая Россия» лидирует не во всех регионах, объясняется, очевидно, незавершенностью формирования избирательных фондов, и этот «недостаток» будет наверняка исправлен ближе к выборам.

Помимо финансового ресурса, партия власти располагает мощным административно-политическим ресурсом. Речь идет о так называемом муниципальном фильтре. Для регистрации каждый кандидат в губернаторы должен собрать в свою поддержку от 5 до 10 процентов подписей от общего числа муниципальных депутатов и избранных на выборах глав муниципальных образований данного региона. При этом депутат или глава может отдать свою подпись только одному кандидату. И уже выяснилось, что кроме «Единой России» ни одна политическая партия не может собрать необходимое число только «своих» подписей. Поэтому всем приходится идти на поклон к другим партиям, и в первую очередь к «Единой России». Это означает, что право отбора кандидатов принадлежит партии власти, то есть фактически региональной администрации. А уж она-то обязательно постарается отсеять неудобных ей кандидатов. И наоборот, поддержать кандидатов от партий-спойлеров, среди которых на нынешних выборах фигурируют такие экзотические экземпляры, как Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС) и Казачья партия Российской Федерации (КПРФ). Ситуация крайне неприятная для оппозиции. Но ничего не поделаешь – чтобы ее исправить, всем необходимо многократно усилить работу на муниципальном уровне.

В недавно опубликованном докладе «Комитета гражданских инициатив» по долгосрочному наблюдению выборов содержатся некоторые (неполные) данные на этот счет, позволяющие судить о степени зависимости от партии власти (см. таблицу 3).

Таким образом, зависимость КПРФ наименьшая среди всех партий, но все же очень сущест­венная. Детальные региональные данные по кандидатам, выдвинутым КПРФ, таковы (см. таблицу 4).

Наконец, об информационно-пропагандистском ресурсе. По данным Отдела ЦК КПРФ по аналитической работе и проведению выборных кампаний, в июле на пяти федеральных телеканалах парламентским партиям было предоставлено 7 часов 49 минут эфирного времени. При этом структура суммарного партийного эфира выглядит следующим образом (см. таблицу 5).

То есть ни о каком равном доступе партий к федеральному телеэфиру по-прежнему нет и речи. Что касается регионального телерадиоэфира, то, по сведениям того же отдела, в регионах, где пройдут губернаторские выборы, в июне КПРФ не было предоставлено ни одной секунды эфирного времени, в то время как в соседних регионах внимание, хотя и очень скромное, но все же уделялось. Например, Татарстан – нет данных, Башкортостан – 4 минуты 50 секунд.

Таковы некоторые ресурсы, с которыми партия власти идет на губернаторские выборы 13 сентября: деньги, административный отбор, информационный зажим. Смогут ли они перевесить плачевное состояние экономики и резкое падение уровня жизни населения? Проголосуют ли деньги?

Обсуждение закрыто.