В.И. Кашин: «Совершенствование лесного законодательства – основа устойчивого развития в сфере охраны и использования российских лесов»

Владимир КашинДоклад Заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии В.И.Кашина на торжественном собрании, посвященном Дню работников леса, которое состоялось 18 сентября 2015 г., в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме

Лесные ресурсы всегда занимали и занимают уникальное и ключевое положение в общественно-политической и экономической деятельности россиян — поддерживают жизнь и выступают в качестве центра отечественной культуры и общественного устройства; являются особым фактором производства, без которого практически невозможна никакая деятельность человека. Вопрос поиска баланса между рациональным использованием и охраной лесов имеет исключительную важность для успешного устойчивого развития, и должен занимать центральное место в политике нашего самого многолесного в мире государства.

Эффективное управление лесными ресурсами — это необходимый инструмент, с помощью которого государство может и должно проводить прозрачную, эффективную, открытую для участия общества и поддающуюся контролю политику, ведущую к устойчивому развитию и восприимчивую к потребностям населения, и может рассматриваться как национальный стратегический приоритет Российской Федерации.

Годы бессистемных реформ привели к снижению значимости лесного хозяйства как отдельной отрасли экономики, к ослаблению правового статуса лесов, и, как следствие, к деградации лесных экосистем, возрастанию рисков чрезвычайных ситуаций природного характера, увеличению размеров причиняемого ими ущерба, резкому сокращению научного и кадрового потенциала, нарушению институциональных и экономических связей в лесном хозяйстве и лесной промышленности, разбалансированности в управлении и координации в лесном хозяйстве.

Что касается проблем, непосредственно связанных с сохранением и преумножением лесных ресурсов.

1.Лесные пожары.

Согласно анализу статистической отчетности за период с 1990 по 2015 годы в лесах, расположенных на землях лесного фонда, было зарегистрировано более полумиллиона лесных пожаров, огнем пройдено более 30 млн. га лесных земель.

За 2014 год в лесах Российской Федерации возникло 17,1 тыс. лесных пожаров на площади 3,7 млн. га. По сравнению с 2012 годом количество пожаров в 2014 году уменьшилось на 2 тыс. пожаров (11,8%), а их площадь — увеличилась на 1,5 млн. га (43%).

Динамика, на первый взгляд, вопиюще отрицательная, но, как ни парадоксально, в данном случае, она связана с повышением качества работ по мониторингу лесных пожаров, в т.ч. с использованием данных аэрокосмических наблюдений, а также с повышением достоверности данных о лесных пожарах, предоставляемых регионами. Это свидетельствует о том, что проведена довольно большая работа по итогам заседания «лесного» президиума Госсовета РФ (2013 г.).

Тем не менее, текущий 2015 год продемонстрировал, что лесные пожары продолжают оставаться одной из главных проблем лесного хозяйства. Режим чрезвычайной ситуации в лесах на сегодняшний день введен в 5 субъектах Российской Федерации, особый противопожарный режим — в 44 субъектах Российской Федерации. Народному хозяйству и экологии, но что самое страшное, здоровью наших граждан наносится огромный ущерб. Невосполнимы потери, связанные с гибелью 32 человек в результате весенних катастрофических пожаров в Республике Хакасия. Только в этом регионе стихия нанесла прямой ущерб экономике и социальной сфере региона около 4 млрд. рублей. Уничтожено около 1400 домов, без крыши без головой остались 5 тыс. человек.

Эти события, как и в 2010 году, заставляют нас снова обратиться к проблеме оптимизации системы борьбы с лесными пожарами.

Одним из наиболее важных факторов в борьбе с возникшими лесными пожарами, является, конечно, достаточное техническое оснащение пожарно-химических станций современной специализированной лесопожарной техникой.

В последние годы выделялось соответствующее финансирование из федерального бюджета, удалось довольно серьезно нарастить технический потенциал лесной охраны. Только в 2014 году субъектами Российской Федерации приобретено 4000 единиц лесопожарной техники, оборудования и инвентаря, в том числе 400 единиц колесной лесопожарной техники, 23 единицы гусеничной техники, а также 3 500 ед. оборудования и инвентаря.

В 2015 году также было предусмотрено почти 0,5 млрд. федеральных бюджетных средств на указанные цели, однако весной поправками в федеральный бюджет средства для целевого субсидирования регионов на приобретение спецтехники были перераспределены на ликвидацию кредиторской задолженности. Мы на заседании Комитета критиковали данное решение и считали необходимым сохранить запланированное финансирование в части мероприятий, направленных на борьбу с лесными пожарами, при этом изыскав средства и на погашение накопленных долгов перед бюджетами регионов за прошлые годы. И, как показала практика «горящих» весны и лета 2015 года, не ошибались.

По нашему мнению, соответствующие резервы сегодня существуют как непосредственно в федеральном бюджете и могут быть изысканы за счет оптимизации и перераспределения средств внутри госпрограмм, так и могут быть привлечены в виде дополнительных бюджетных доходов за счет более эффективного администрирования и управления в лесном секторе.

Давайте посмотрим, например, ситуацию с недоимками по платежам за использование лесов. На 1 января 2015 года это 9,2 (!) млрд. рублей. Можно представить, сколько лесопожарной техники можно было бы приобрести на эту сумму!

Далее, возвращаясь к вопросу об оптимизации системы борьбы с лесными пожарами. Профильное ведомство называет ключевые шаги – оптимизация зонирования лесного фонда, позволяющая существенно сократить затраты на тушение лесных пожаров, усиление профилактических мер, жесткий контроль за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах с применением данных информационной системы дистанционного мониторинга.

Все это справедливо, однако на наш взгляд недостаточно, пора комплексно посмотреть на организацию именно самой системы борьбы с лесными пожарами. На наш взгляд, назрело создание единого органа, отвечающего за борьбу с природными пожарами вообще – а не только с лесными. Посмотрите, что происходит: горит в регионе лес, не разбирая – лесной фонд или федеральный заповедник, а когда встает вопрос, как тушить — пока выяснится, что в чьей компетенции – все сгорело! При этом пришел пожар с сельхозземель, где вообще не разберешься, чья это зона ответственности. Поэтому создание специального координирующего и организующего борьбу с природной огненной стихией органа независимо от категории, подведомственности и принадлежности земель, в котором будут сконцентрированы необходимые ресурсы, финансирование – единственно логичный путь, успешно реализованный, кстати, в других лесных странах.

К примеру, в Канаде, которая наиболее сопоставима с нашей страной по лесистости, по форме собственности на леса (более 90% — в государственной собственности), по количеству и площадям лесных пожаров, которая также имеет многоступенчатую систему управления лесным хозяйством, существует Межведомственный центр по лесным пожарам Канады, обеспечивающей оперативное управление лесными службами по тушению лесных пожаров на территории всех провинций.Признано, что Канадская система подавления пожаров очень эффективна, и абсолютное большинство пожаров (97%) не достигает площади 200 га.

Аналогичный опыт есть и в Китае – там существует Центр мониторинга и предупреждения лесных пожаров, который осуществляет межведомственную координацию и управление бригадами по борьбе с лесными пожарами на всех уровнях, включая 10 тысяч профессиональных и около 150 тысяч добровольческих дружин. При этом в случае возникновения лесного пожара назначаются персонально ответственные за тушение должностные лица на всех управленческих уровнях.

У нас же – чудовищная, пародоксальная ситуация, когда лесникам на местах участвовать в тушении пожара – единственный способ получить достойную зарплату, и по большому счету, чем больше дней на кромке пожара – тем больше он заработает.

Ну и последнее, что касается пожаров. У нас самые «горящие» регионы – Дальний Восток, Сибирь, получают меньше всего средств субвенций в расчете на гектар. Это происходит в связи с тем, что в соответствии с существующей методикой расчета не учитывается площадь резервных лесов, которая составляет до 60% площади всех лесов в таких регионах. В результате финансовая обеспеченность полномочий по тушению лесных пожаров в разрезе федеральных округов различается в десятки раз.

С учетом изложенного, назрела необходимость концептуально пересмотреть систему борьбы с природными пожарами, провести инвентаризацию нормативного правового регулирования в указанной сфере и серьезно заняться его реформированием. Только таким образом можно реализовать задачи и достигнуть целей, заявленных Основами лесной политики.

2.Защита лесов от вредителей и болезней.

Как показывает анализ данных лесопатологического мониторинга, последнее десятилетие отмечается явная тенденция увеличения гибели насаждений в связи с воздействием целого ряда негативных факторов. Если в период с 1986 по 1995 год средняя ежегодная площадь усыхания лесов составляла 279,0 тыс. га, то начиная с 2009 года она составляет около 470,0 тыс. га.

В 2014 году по сравнению с 2013 годом продолжилось увеличение площадей очагов вредителей леса. Среди хвоегрызущих вредителей наиболее заметно увеличились очаги шелкопряда-монашенки — на 21,8 тыс. га. Самое большое увеличение очагов произошло за счёт массового размножения непарного шелкопряда (увеличение площади очагов составило более 1 млн. га).

В 2014 году мероприятия наземными и авиационными способами проведены на площади 180,5 тыс. га. Однако, в связи с недостатком финансирования мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов запланированы субъектами Российской Федерации не на всей площади, требующей мер борьбы.

Негативным фактором являются и существующие недостатки правового регулирования в данной сфере.

Правоприменительная практика показывает, что построение современной системы защиты лесов требует расширения и дополнения соответствующих положений лесного законодательства с целью обеспечения чёткого порядка, оперативности и своевременности выполнения лесозащитных мероприятий, контроля за их проведением и создания правовой основы для разработки необходимого количества подзаконных актов.

3.Лесовосстановление.

По итогам 2014 года лесовосстановительные работы в целом по Российской Федерации проведены на площади 863 тыс. га. Лесные культуры созданы на территории 74 субъектов Российской Федерации на площади 186 тыс. га.

К сожалению, основным способом восстановления лесов в целом по стране остается «содействие естественному возобновлению». При этом за последние десятилетия площади лесовосстановления в стране сократились почти в 2 раза, в том числе активными мерами путем создания лесных культур — в 2,5 раза.

Серьезной проблемой стала смена хвойных лесов Европейской части Российской Федерации мягколиственными насаждениями. Наблюдаются неблагоприятные тенденции выбытия и воспроизводства лесов, связанные, прежде всего, с влиянием лесных пожаров, вредителей и болезней, а также с недостаточным качеством лесовосстановления.

Одной из самых актуальных для многих регионов страны остается проблема восстановления лесов, пострадавших от пожаров. По оценкам специалистов, в лесовосстановлении нуждаются более 1,0 млн. га лесов, пройденных лесными пожарами в последние пять лет. При этом серьезной проблемой становится дефицит посадочного и посевного материала.

Следует вспомнить о том, что в лесном хозяйстве СССР имелось более 11 тысяч лесных питомников (из них – 1,5 тысячи – постоянные) в которых ежегодно выращивалось более 7 млрд. сеянцев и 150 млн. саженцев более чем 120 видов древесных и кустарниковых пород.

А что происходит сегодня? По сравнению с тем периодом мы в разы снизили объемы подготовки посадочного материала. В 2014 году выращено 581 млн. штук сеянцев, из них с закрытой корневой системой – 41 млн. штук (или 7% от общего количества).

Не лучше ситуация и с лесным семеноводством.

К сожалению, в России оно в последние десятилетия находится на крайне низком уровне. Совершенно не производятся сортовые семена, а доля селекционно улучшенных семян, заготовленных на лесосеменных плантациях (ЛСП), составляет около 3 % от общего объёма заготовки. Лесосеменное дело имеет стратегическое значение для России, так как наследственные свойства семян определяют качества будущих лесов.

Отечественный и зарубежный опыт доказывает, что селекционное семеноводство при научной организации и техническом оснащении может решить ряд важнейших проблем, в том числе повысить продуктивность, качество и устойчивость будущих насаждений на 10-15 %; а также улучшить средообразующие функции лесов, в том числе за счёт депонирования углерода из атмосферы, что отвечает международных обязательствам России при решении проблемы предотвращения изменений климата.

Сегодня специалисты лесного хозяйства, научное сообщество сходятся во мнении, что существующая система воспроизводства лесов и лесоразведения требует существенной трансформации.

Прорывным инструментом для внедрения современных технологий в воспроизводство лесов является создание сети селекционно-семеноводческих центров. В результате строительства шести лесных селекционно-семеноводческих центров доля лесных культур, созданных посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами, удвоилась.

Для доведения доли лесных культур из посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами до среднеевропейского уровня 20% необходимо продолжить создание лесных селекционно-семеноводческих центров в субъектах Российской Федерации. Создаваемые центры могут стать основой для создания в лесном хозяйстве кластеров по внедрению биотехнологий в лесное хозяйство: новейших биопрепаратов, форм растений с заданными генетическими свойствами и ДНК-маркирования.

4.Нелегальные рубки лесных насаждений и незаконный оборот древесины.

Выявляемость случаев незаконных рубок составляет всего 59 %, на один случай нарушения в среднем приходится более 50 куб. м. древесины. В результате дистанционного мониторинга за использованием лесов в 2014 году выявлены нелегальные рубки общим объемом 3,1 млн. куб. метров древесины, что в 2 раза (!) превышает объем незаконной заготовки древесины, фиксируемой субъектами Российской Федерации.

Материалы дистанционного мониторинга переданы в органы исполнительной власти регионов, но конкретных действий с их стороны, направленных на выявление и привлечение виновных лиц к ответственности практически не осуществляется.

К проблемам, затрудняющим сокращение нелегальных рубок в лесах, относятся низкая эффективность работы государственных лесных инспекторов (лесной охраны) по пресечению, предотвращению и выявлению нарушений лесного законодательства, а также недостаточная координация межведомственного взаимодействия всех заинтересованных органов исполнительной власти по пресечению незаконных рубок и нелегального оборота древесины на федеральном и региональном уровнях.

В минувшем году в целях реализации норм 415-ФЗ изданы 14 постановлений и распоряжений Правительства и 5 ведомственных приказов.

С 1 января 2015 года функционирует портал ЕГАИС учета древесины, предоставляющий доступ контролирующих органов к просмотру и внесению правоустанавливающей информации о лесопользовании и сделках с древесиной.

С 01 июля 2015 года вступят в силу нормы закона, обязывающие регистрировать в системе покупку и продажу необработанной древесины. Эта система позволит обеспечить учет всех сделок с древесиной в Российской Федерации, выстроить цепочки перехода права собственности на древесину от делянки в лесу через посредников до переработки или вывоза древесины с территории страны. С 1 января 2016 года вступит в силу административная ответственность за нарушение норм Федерального закона №415-ФЗ от 28 декабря 2013 года.

На самом деле остается совсем немного времени для внедрения, отладки и шлифовки работы ЕГАИС, налаживания адекватного и бесперебойного информационного обмена с другими государственными информационными системами. Это очень сложная и трудоемкая задача, стоящая сегодня и перед федеральными органами, и перед властями регионов. Мы уверены, что Рослесхозом будут предприняты все необходимые меры для того, чтобы полноценная реализация норм 415-ФЗ не была сорвана и не пришлось откладывать вступление в силу положений, связанных с административной ответственностью.

5.Использование лесов и экономика в лесном комплексе.

На 1 января 2015 года площадь лесов, переданных в аренду составила 231 млн. га (20,2% от общей площади земель лесного фонда), в том числе для заготовки древесины – 171 млн. га (74%).

В 2014 году заготовлено 202,8 млн. куб. метров древесины.

Вынужден констатировать: лесная отрасль продолжает оставаться безнадежно убыточной.

Уровень доходов от использования лесов компенсирует только половину бюджетных затрат. При этом какую отдачу получает государство?

Если посмотреть в разрезе доходов бюджета от использования лесов, сегодня в среднем по России объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации в расчете на 1 га лесного фонда – в пределах 19-20 рублей. Даже с учетом выполнения всех задач и достижения целей реализации Государственной программы развития лесного хозяйства к 2020 году рост этого показателя запланирован лишь до 24 руб./га. А в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращением госпрограммы только в текущем году на 2,5 млрд. руб. (или на 7,5%), в совокупности с существовавшими и до кризиса недостатками администрирования и ростом кредиторской задолженности по платежам в бюджетную систему, достижение даже этих показателей вызывает большие сомнения.

Ставки платы за использование лесных участков и изъятие лесных ресурсов не отражают их реальной рыночной стоимости, в итоге государство не получает адекватного возмещения за использование лесов. Сегодня, например, стоимость кубометра древесины на корню (поступающая в бюджетную систему) в десять-двадцать, а в некоторых регионах и более, раз ниже стоимости реализуемого конечному потребителю кубометра необработанной древесины. Т.е. не подвергаясь никакой обработке, просто превращаясь из ресурса в товар – древесина увеличивает стоимость на тысячи процентов! Эту ситуацию нельзя оправдать никакими накладными и другими дополнительными расходами поставщиков. Следует признать, что пока, видимо, экономические законы слабо работают в лесном секторе.

По мнению специалистов лесной отрасли, успешная реализация системы мероприятий по выводу из кризиса и стимулированию развития лесного сектора экономики возможна только при комплексном подходе к решению вышеназванных проблем. Это объясняется тем, что ресурсное, экономическое и экологическое состояние двух основных сфер лесного сектора экономики — лесного хозяйства и лесной промышленности — находится в жесткой взаимозависимости и оказывает первостепенное влияние на уровень эффективности друг друга.

Существующие макроэкономические и внутриотраслевые проблемы определили относительно невысокую долю лесопромышленного комплекса в экономике Российской Федерации. Лесной комплекс обеспечивает лишь 1,3 % ВВП (в то время как в странах-лидерах в области лесной промышленности — около 4-5% ВВП), в объеме отгруженной продукции по промышленности в целом – 2,5%; по обрабатывающей промышленности – 4,3%; в валютной выручке от экспорта – 2,1%, в численности работающих в обрабатывающей промышленности – 6,6%.

А ведь экспорт товаров лесной группы — традиционный вид российского экспорта, имеющий давние традиции. В 1917 году (без учета территории Финляндии) Россия вывозила на экспорт более 20% лесного товара от мирового объема экспорта древесины, при этом выручка от продаж лесной продукции составляла не менее 10% от всего объема валютных поступлений государства. А в настоящее время Россия продает не более 3% мирового экспорта по объему и не более 2% по стоимости, и это притом, что спрос на лесной товар на мировых региональных рынках остается очень высоким. Емкость лесных товарных рынков и зарубежом имеет тенденцию к постоянному увеличению.

Наши соседи, лесные территории которых в 30–40 раз меньше, чем у России (Финляндия, Швеция), при общем объеме лесозаготовок в 2 раза ниже российского, тем не менее, экспортируют лесной продукции в 2–2,5 раза больше, причем продукции с высокой добавленной стоимостью.

Институт приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов пока не оправдывает в полной мере тех ожиданий в модернизации лесопромышленного производства, которые с ним изначально связывались.

Посмотрите, какой дисбаланс: государство предоставляет лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, ряд преференций: заключение договоров аренды лесных участков без проведения аукциона, двукратное снижение размера ставок платы за использование лесов на срок окупаемости проектов, и т.д. И что взамен? Арендаторы поголовно не занимаются нормально лесовосстановлением (они называют это «воспроизводством путем содействия естественному возобновлению»), цинично сводя «под ноль» транспортно доступные леса вдоль имеющихся путей сообщения; под созданием лесной инфраструктуры зачастую подразумевают простое грейдирование грунтовок. Мы видим даже стремление узаконить эту ситуацию – было уже несколько попыток внесения на рассмотрение Государственной Думы соответствующих законопроектов, отменяющих или снижающих лесохозяйственные ограничения (в том числе по возрастам рубок) на рубки в целях заготовки древесины. На таких условиях это не государственно-частное партнерство, а игра «в одни ворота»!

Что мы можем предпринять в этой связи?

В первую очередь мы должны, наконец, задуматься об изменении экономической модели в лесном секторе, перейдя от административного установления размеров обязательных платежей на основе устаревших нормативов, разработанных 20-30 лет назад в принципиально иных экономических условиях, к комплексной экономической оценке лесных ресурсов и определению размера платы за использование лесов на основе анализа рыночного спроса и предложения на древесину и иные лесные ресурсы. При этом, конечно, государство должно обеспечить достоверность, доступность и актуальность информации о лесах, предоставляемых в пользование.

6.Лесоустройство и кадастровый учет.

В этой связи первостепенное внимание должно уделяться активизации работ по лесоустройству и кадастровому учету лесных участков.

Должен отметить, что в последний год этой работе было уделено необходимое внимание. До 2013 года таксация лесов в основном проводилась за счет средств региональных бюджетов, а также арендаторами, как правило, наименее точными способами. Доля площади земель лесного фонда с давностью лесоустройства до 10 лет снизилась до 17 %.

В 2014 году проведены мероприятия по лесоустройству на общей площади 26, 96 млн. га ( в 2012 году — 4,6 млн. га). Объем финансирования — 1,6 млрд. руб., в том числе более 1 млрд. руб. за счет субвенций федерального бюджета, 338 млн. руб. из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и 245 млн. руб. за счет средств арендаторов.

Однако до сих пор остаются неурегулированными проблемы совместимости и сопоставимости данных государственного лесного реестра и государственного кадастра недвижимости. Здесь имеется необходимость совершенствования законодательного регулирования лесоустройства, кадастровой деятельности и кадастрового учета применительно к лесным участкам. Комитет в настоящее время занимается разработкой изменений в действующее законодательство, направленных на гармонизацию лесного и существенно реформированного в части образования и предоставления земельных участков земельного законодательства. Эта работа приобрела особую актуальность с учетом того, что с 1 января 2015 года в соответствии поправками в ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предоставление лесных участков без проведения кадастрового учета невозможно за исключением использования лесов для геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых.

Далее. Продолжая тему совершенствования программно-целевых инструментов в лесном комплексе, хотел бы обратить внимание на следующее.

В настоящее время основные мероприятия по государственной поддержке развития лесного хозяйства и лесной промышленности осуществляются в рамках реализации двух государственных программ: государственной программы «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы и государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограмма «Лесопромышленный комплекс»). Полагаю, есть все основания сделать вывод о необходимости разработки единой государственной программы развития лесного сектора экономики , нацеленной на решение системных, межведомственных проблем, оказывающих влияние на уровень социально-экономического развития страны в целом.

7.Кадровая политика и научное обеспечение в лесном секторе.

Далее, не устаю обращать внимание на кадровый вопрос. Необходимо установить дополнительные социальные гарантии для работников лесной отрасли. Но мы всегда выступали за обеспечение улучшения социального положения тружеников леса. По-прежнему считаем, что уровень материального обеспечения и социальных гарантий лесников должен быть приближен к соответствующему уровню для сотрудников силовых ведомств и правоохранительных органов.

Сегодня, тем более в условиях резкого роста цен на абсолютное большинство товаров и услуг, денежное содержание работников лесников не может быть названо иначе, как нищенское и не соответствующее уровню ответственности, лежащей на их плечах.

К примеру, на одного работающего в лесничестве человека в среднем по России приходится 55 тыс. га площади земель лесного фонда. При этом денежное содержание такого работника составляет всего 55% от среднемесячной заработной платы по России. При этом в силу географических особенностей страны, им приходится выполнять свои служебные обязанности, в том числе, в суровых условиях крайнего севера, в полярных широтах и труднодоступных уголках России. И все это за мизерную зарплату. Официальная статистика нам предлагает считать средней зарплатой в отрасли 18-20 тысяч рублей, но «крики боли», поступающие с мест к нам в виде писем и обращений, свидетельствуют, что в удаленных территориях этот уровень часто ограничивается 5-8 тысячами рублей.

Данные обстоятельства также привели к резкому сокращению штата и отсутствию заинтересованности у молодых специалистов в трудоустройстве в лесном хозяйстве.

Правительству РФ поручено увеличить штатную численность государственных лесных инспекторов и лесопожарных формирований и укрепить их материально-техническую базу. Но необходимо также предусмотреть дополнительные социальные гарантии для работников лесной отрасли. Мы не устаем повторять, что лесники и участковые лесничие должны получить статус государственных служащих.

Далее, что касается научно-технического обеспечения развития отрасли. Недостаточный его уровень является одним из главных сдерживающих факторов инновационного развития отрасли. В последние 25 лет финансирование отраслевой науки сократилось в 16 раз. Полностью прекращено финансирование лесной науки Министерством образования и науки Российской Федерации. Низкая оплата труда научных работников привела к оттоку молодежи из научных учреждений и утрате интереса к научной сфере.

Количество отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций сократилось за 20 лет в 5 раз, а численность научных сотрудников – более чем в 50 раз. Средний возраст ведущих научных сотрудников, докторов и кандидатов наук существенно превышает 60 лет.

Общий объём финансирования лесной науки и образования в составляет чуть более 1,6 млрд. рублей. В Финляндии на долю только одного Финляндского лесного исследовательского института приходится 53 миллиона евро в год (2,12 млрд. руб.)

В России за последнее десятилетие бюджетное финансирование НИОКР в лесопромышленном секторе экономики растет и достигло максимального объёма в 2013 г., однако, это почти в 15 раз меньше, чем в той же Финляндии!

На наш взгляд, экономия на развитии науки – тупиковый путь, который приведет к окончательной деградации нашего уникального лесного потенциала.

Сегодня лесной сектор Российской Федерации обеспечен специалистами лесного профиля в целом на 85%.

По данным за 2014 год среднесписочная численность работников лесного хозяйства составила 77,2 тыс. человека, из них по 47% составляют работники лесничеств и работники подведомственных и специализированных учреждений, 6% — работники органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных в области лесных отношений.

Проблема пополнения кадрового состава молодыми квалифицированными сотрудниками по-прежнему остается актуальной.

Ежегодная потребность в специалистах лесного хозяйства с высшим образованием соствляет около 15 тыс. чел., со средним профессиональным образованием – около 12 тыс. чел.

Одним из важнейших направлений в лесном образовании является движение школьных лесничеств. Школьные лесничества являются начальным звеном в системе непрерывного лесного образования. Сегодня отрадно созначвать, что десятки тысяч школьников участвуют во всех видах деятельности, связанных с охраной, защитой лесов, юные лесоводы оказывают помощь лесному хозяйству в проведении лесохозяйственных мероприятий, принимают участие в лесоохранной агитации и акциях природоохранной направленности, ведут активную работу по экологическому образованию и экологическому просвещению населения. По состоянию на 1 января 2015 г. на территории Российской Федерации действует 1532 школьных лесничеств, включающих около 30 тысяч детей.

Несомненно, развитие этого движения нуждается в продвижении и поощрении и работу профильного ведомства в этом направлении хотелось бы отметить с удовлетворением.

8.Экологическая и рекреационная функция лесов.

Еще одна острая тема, заслуживающая самого пристального внимания при совершенствовании лесных отношений – организация отдыха и туризма в лесах и использование их рекреационного потенциала.

Рекреационная ценность лесов особенно велика вблизи населенных пунктов, и особенно, крупных городов. В этой связи защитные леса имеют особую экологическую ценность в качестве рекреационной территории, обеспечивающей отдых населения, способствующей снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха, шумового воздействия. В то же время правовое обеспечение их охраны и использования нельзя признать соответствующим их экологическому значению.

При этом достаточно посмотреть, что сегодня творится в лесах, например, столичного региона: буреломы, ветровалы, буквально ногу некуда поставить. И это там, где в советское время были детские пионерские лагеря, базы отдыха для трудящихся и ветеранов. Каждое приличное московское предприятие имело такую базу или лагерь. Тысячи детей проводили летние каникулы в Подмосковье. А что сегодня? Разрушенные здания, окруженные уничтоженным короедом сухостоем.

Леса, имеющие значительный рекреационный потенциал, преимущественно располагаются в непосредственной близости от населенных пунктов, и этим обусловлен повышенный спрос на предоставление в пользование лесных участков для осуществления рекреационной деятельности. При этом лица, которым лесные участки предоставлены в аренду для осуществления рекреационной деятельности рассматривают, леса как возможность их использования лесов собственных (личных) нужд. Следствием этого стало повсеместное нарушение прав граждан на общедоступное пребывание в лесах и использование их ресурсов. Арендаторы лесных участков, предоставленных в аренду для осуществления рекреационной деятельности, возводят ограждения и препятствуют доступу граждан на такие участки, несмотря на прямой запрет законодательства.

В последнее время активизировалось обсуждение внесение изменений в Лесной кодекс РФ, направленных на либерализацию законодательства в сфере капитальной застройки и огораживания лесных участках в целях осуществления рекреационной деятельности.

По мнению Комитета, для обеспечения сбалансированного развития рекреационного потенциала лесов требуется разработка надежных законодательных механизмов, направленных как на обеспечение цивилизованных инвестиций в лесной туризм, так и на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, в том числе от массовой застройки земель лесного фонда, их необоснованного огораживания и иных злоупотреблений. Конечно, совершенствовать законодательство в этом плане нужно, но мы ни в коем случае не должны допустить ущерба особо охраняемым природным территориям, водоохранным зонам, или уж тем более — позволить ограничение доступа в леса наших граждан.

Этих приоритетов Комитет придерживается при рассмотрении всех законодательных инициатив, затрагивающих вопросы либерализации законодательства в части строительства в лесах, в том числе в целях осуществлении рекреационной деятельности.

В целях организации широкого обсуждения указанных проблем, Комитетом планируется проведение парламентских слушаний на следующей неделе, 24 сентября, в Малом зале Государственной Думы. Пользуясь случаем, приглашаем всех принять участие в мероприятии.

8.Итоги работы и задачи Комитета в сфере совершенствования лесного законодательства.

Вопросы развития лесного хозяйства России неоднократно докладывались Правительству Российской Федерации и Президенту Российской Федерации, реализован или находится в различных стадиях проработки ряд соответствующих поручений. Наиболее системные перечни этих поручений даны по итогам апрельского заседания Президиума Государственного Совета при Президенте России, состоявшегося в 2013 году. Исполнение этих поручений потребовало внесения концептуальных поправок в Лесной кодекс Российской Федерации и смежное законодательство, разработки Основной государственной лесной политики, переработки отраслевых государственных программ.

За последний год нами в конструктивном взаимодействии с Правительством Российской Федерации и профильными федеральными органами исполнительной власти (Минприроды России, Рослесхоз) принят ряд принципиальных изменений в лесное законодательство, реализующих стратегические документы в области развития лесного комплекса.

В результате нашей совместной работы увидели свет законы, направленные на создание действенного механизма контроля за оборотом заготовленной древесины, снижение масштабов незаконных рубок лесных насаждений (415-ФЗ), создание более эффективной системы осуществления лесохозяйственных мероприятий специализированными государственными учреждениями, совершенствование системы лесного семеноводства (27-ФЗ), развитие арендных отношений (250-ФЗ), упрощение доступа к заготовке древесины на основании договоров купли-продажи для малого и среднего бизнеса, обеспечение права добросовестных арендаторов лесных участков на заключение соответствующих договоров аренды на новый срок без проведения аукционов, совершенствование правил проектирования и предоставления лесных участков с учетом специфики определения их границ, осуществления кадастрового учета (206-ФЗ).

Тем не менее, активность в работе над совершенствованием правовых основ устойчивого управления лесами, решением наболевших вопросов лесного сектора России должна только наращиваться.

Наши дальнейшие усилия, в том числе по внесению соответствующих изменений в лесное законодательство, должны быть направлены на:

— обеспечение эффективной защиты лесов от вредных организмов и иного негативного воздействия, в том числе на повышение качества санитарно-оздоровительных мероприятий (решение этой задачи мы связываем с планируемым принятием во втором и третьем чтениях осенью текущего года проекта федерального закона № 448577-6 «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации»);

— оптимизацию правового регулирования заготовки недревесных и пищевых лесных ресурсов, в том числе в части установления возможности осуществления коммерческой заготовки указанных лесных ресурсов субъектами малого и среднего предпринимательства;

— совершенствование институтов лесоустройства, инвентаризации и оценки лесов;

— установление особенностей использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения;

— оптимизацию правового режима защитных, в том числе городских, лесов;

— оптимизацию правового режима защитных лесов, в том числе в целях наиболее полного использования их рекреационного потенциала;

— выстраивание гармоничной системы государственно-частного партнерства при создании лесной инфраструктуры;

— усиления мер пожарной безопасности, обнаружения и тушения пожаров в лесах;

— улучшения качества лесовыращивания и лесовосстановления.

Сегодня мы живем в сложное, но уникальное по своим возможностям время, когда у нас имеются все предпосылки для смены вектора деградации на вектор развития в лесном комплексе. В наличии имеется и политическая воля, и программные инструменты, и широкие возможности для продуктивного диалога в рамках реализации государственной лесной политики.

Спасибо за внимание!

Обсуждение закрыто.