«Эффект минимальный». Десять лет назад в России был принят закон об особых экономических зонах

В июле исполняется ровно 10 лет, как в России был принят федеральный закон об особых экономических зонах (ОЭЗ).

По страницам газеты «Правда», Олег Черковец, доктор экономических наук

Речь идёт о хорошо известной и с успехом применяемой во многих странах мира форме экономического развития, когда на специально выделенных территориях создаются особые (отсюда и название), законодательно регламентированные условия предпринимательской деятельности. Сюда обязательно входят облегчённый порядок регистрации предприятия, льготное налогообложение, упрощённый режим работы контрольных и таможенных служб при осуществлении как инвестиций внутри самих зон, так и последующего экспорта произведённой на их территории продукции.

По мере надобности может использоваться и ряд других стимулов.

ЗА МИНУВШЕЕ ПОЛУСТОЛЕТИЕ ОЭЗ образовывались во многих странах — от Латинской Америки до Дальнего Востока, однако наибольший эффект они дали в Китае, став одним из значимых факторов его экономического роста. И, увы, примером противоположного рода может служить «демократическая» Россия, в которой результаты деятельности особых зон не то чтобы скромны — они практически незаметны. Почему же так происходит?

Говоря об успехах особых зон в Китае, можно приводить конкретные примеры, прежде всего самую известную из китайских ОЭЗ — в городе Шэньчжэнь, но, как представляется, куда важнее выделить общие причины их успешной деятельности. И главная из них в том, что особые зоны развивались вместе со всей остальной экономикой гигантской страны, а не вместо неё (вроде своего рода заповедника), являясь одновременно и магнитом для привлечения инвестиций, и пионером в применении высоких технологий в производстве, и маяком для остальных районов КНР. Для каждой из особых зон на уровне центральной власти разрабатывались конкретные планы развития, но все они — принципиальный момент! — корреспондировались с общей стратегией и программой преобразований в масштабах всей страны. Что касается стимулирующих условий развития китайских ОЭЗ, то в большинстве из них инвесторам — причём как иностранным, так и отечественным — предоставляются «налоговые каникулы»: полное освобождение от уплаты налогов сроком на 5 лет. По истечении этого срока применяется льготная ставка налога на прибыль, могут предоставляться и другие преференции.

Не менее — если не более — важно то, что западным толстосумам обеспечиваются гарантии безопасности, подкрепляемые всей мощью социалистического государства, и защита от коррупционеров всех мастей и рангов. Наконец, они уверены в завтрашнем дне и политической крепости народного Китая, поэтому-то им и выгодно вкладывать средства в бурно и, главное, стабильно развивающийся Китай, при этом разница в идеологии их не пугала и не пугает. Причём, подчеркнём ещё раз, всё это относится не только к территории особых зон, но и ко всей экономике КНР. Инвестиции в неё не прекращались ни на один год, а уже на фоне её общей привлекательности с точки зрения условий ведения бизнеса особые зоны предоставляли дополнительные, как бы сверхпривлекательные, условия, демонстрируя возможности ещё большего прорыва. Прежде всего это касается прямых иностранных инвестиций — самых выгодных для развития реального сектора экономики. В этом деле особые зоны вели за собой, подобно локомотиву, остальные регионы. И вот результат: согласно докладу Конференции ООН по торговле и развитию, по итогам 2014 года впервые с 2003 года США утратили мировое лидерство по объёму привлечённых прямых иностранных инвестиций. Первенство перешло к Китаю, в экономику которого было вложено 128 миллиардов долларов (за один только год!) против 86 миллиардов долларов, привлечённых в экономику США. Ещё одна знаковая победа КНР в соревновании с Соединёнными Штатами.

Упомянутая выше особая зона в городе Шэньчжэнь — крупнейшая в Китае, за 36 лет развития способствовавшая превращению некогда крохотного городка в мегаполис с населением около 11 миллионов человек. Но главное не в количественных показателях. С самого начала, учитывая особо благоприятное местоположение города, наличие морского порта и ряд других факторов, руководство КНР связывало с ним и решение задач стратегического характера. Дело в том, что именно здесь началось постепенное, но уверенное замещение обычных сборочных производств, которые первоначально возникали с помощью западных инвестиций, высокотехнологичными, с использованием уже не иностранных, а собственных научно-технических наработок. Так, используя первоначально полученные передовые зарубежные технологии, китайские товарищи организовали на их базе собственный научно-технологический прорыв во многих областях. В результате территория ОЭЗ превращалась в своего рода, как бы мы сказали в советское время, многоотраслевое научно-производственное объединение с полным циклом производства высокотехнологичной готовой продукции, в том числе идущей на экспорт. Неудивительно, что сегодня именно на Шэньчжэнь приходится 1/6 всего колоссального экспорта электроники, осуществляемого КНР.

Но сегодня ведущими экспортёрами высокотехнологичной продукции являются и Шанхай, и Гуанчжоу, и сама столица — Пекин. Вообще вся китайская экономика развивается как своего рода «один большой Шэньчжэнь», и если к концу 70-х годов минувшего столетия, к моменту провозглашения Компартией Китая курса на масштабные экономические преобразования, доля страны в мировом экспорте составляла всего 0,75 процента (меньше величины арифметической погрешности!), то по итогам 2014 года, согласно данным последнего обзора МВФ, эта доля равнялась уже 10,5 процента. Это — первое место в мире, причём КНР удерживает его вот уже несколько лет, уверенно опережая и США, и Германию, и Японию.

А что у нас в России? С начала нынешнего года и без того длившийся вот уже несколько лет застой в экономике сменился полномасштабным кризисом. «Правда» уже приводила последние данные Росстата о падении промышленного производства и всего ВВП России на апрель, а ведь этот спад далеко ещё не достиг своего дна. Каких же успехов можно ожидать от особых зон в нашей стране при таком общем состоянии дел в экономике? Какой иностранный инвестор будет вкладывать в наше производство миллионы (тем более миллиарды!) своих «кровных» долларов, если собственные, российские инвесторы не хотят этого делать? Ведь в нашей экономике вот уже несколько лет наблюдается подлинный инвестиционный провал, а, согласно действующему прогнозу минэкономразвития РФ, в нынешнем кризисном году ожидается падение инвестиций аж на 13,7 процента. Иными словами, идёт ускоренное «проедание» и без того в массе своей устаревшего основного капитала (то есть машин и оборудования) на подавляющем большинстве российских предприятий. Наконец, никуда не делся тот запредельный уровень коррупции в госструктурах, которым так позорно на весь мир славится «демократическая» Россия.

Спрашивается, если на суперстратегическом объекте — космодроме «Восточный» — умудряются воровать, да ещё и в запредельных масштабах, то кто обеспечит порядок и гарантии инвесторам в каких-то там особых зонах?! Вот в этом-то всё и дело, потому-то объёмы иностранного инвестирования за 10 лет существования ОЭЗ в России просто микроскопичны, а научно-технические достижения на территории этих зон практически незаметны.

Обсуждение закрыто.