Гордиев узел ЖКХ: за что мы платим?

Гордиев узел ЖКХ: за что мы платим?Повышение тарифов на услуги ЖКХ всегда воспринимается гражданами болезненно, а из новостей эта тема практически не уходит. В среднем за коммуналку семья в России платит плюс-минус 5000 рублей в месяц.

ИА Udm-info

По оценке Сбербанка, в среднем россияне за «коммуналку» платят по 5038 рублей в месяц, что составляет 11,4% от семейного дохода. За что мы платим и соответствует ли цена качеству оказываемых услуг, решили разобраться Новые Известия.

«Золотой» мусор

Но на этом расходы не заканчиваются — с 1 января 2019 года страна перешла на новую систему утилизации твердых бытовых отходов, а для населения утверждены новые «мусорные» тарифы.

В результате плата за вывоз мусора (платеж для семьи из трех человек, проживающей в обычной 60-метровой квартире), увеличивается примерно в 2–4 раза. А в некоторых случаях (как, например, на Крайнем Севере) может вырасти аж в 50 с лишним раз.

Залезть в кошельки населения — любимое занятие российских чиновников. Как поясняют в Минстрое, из-за платежной недисцплинированности граждан общий объем долгов в отрасли увеличится с нынешних 1,4 трлн до 1,5 трлн рублей. Поэтому в правительстве не придумали ничего лучше, как увеличить в 2019 году тарифы ЖКХ. Причем в два этапа: с 1 января — на 1,7% из-за повышения НДС и с 1 июля — на 2,4%. То есть, в совокупности, стоимость коммунальных услуг вырастет на 4,1%. Но это в среднем. Июльское повышение в каждом регионе будет свое.

Более того, в платежках появится новая строчка — плата за вывоз ТКО. Платить все будут по нормативам вне зависимости от реального количества мусора.

Расценки на вывоз мусора выросли во всех регионах, где утвердили новые тарифы: сказывается отсутствие конкуренции. И чем дальше от цивилизации, тем дороже стал вывоз мусора. По оценке экспертов профильного комитета Госдумы, например, семья на севере Красноярского края будет платить за вывоз отходов в 56 раз больше, чем платили ранее: 13 тысяч рублей вместо 230 рублей. А ячейка общества в Ямальском районе заплатит в 33 раза больше — более 2 тысяч рублей вместо прежних 63 рублей.

В Удмуртии тарифы на вывоз мусора утвердили следующие: 98,48 рубля на человека в многоквартирных домах, и 95,20 рубля — для частных домов.

Однако остались регионы, и вовсе не определившиеся с тарифами. В результате региональные операторы могут остановить вывоз мусора, поскольку не знают, сколько им заплатят. Вот и погрязнут россияне не только в долгах, но и в зловонных отходах. Проблемы с вывозом мусора уже наблюдаются в Челябинске, в Новосибирске и во многих других городах.

Пока регионы решают, какие «мусорные» тарифы установить, все остальные цены на услуги ЖКХ росли, растут и будут расти.

Но рост тарифов – это ещё не всё. Можно значительно увеличить «коммуналку» даже при небольшом повышении тарифов. Для этого просто переписываются нормы потребления. Это легко сделать, если в доме нет счётчиков. Из-за этого средний счёт в первом полугодии 2018 года, например, в Сибирском федеральном округе стал в 2 раза больше, чем в первом полугодии 2017 года.

Слово экспертам

Эксперты не спешат верить в слова чиновников о некритичном повышении тарифов. Как отмечает директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ, член комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ Светлана Разворотнева, повышение тарифов дважды в год заведет маховик инфляции, который разгонит цены на другие товары и услуги.

«Рост тарифов на ЖКХ, а также все дополнительные налоги и сборы производители товаров и услуг уже закладывают в свои расценки»,

— предупреждает эксперт. В итоге инфляция легко может превысить установленный ЦБ порог. Люди почувствуют пустоту в своих карманах уже к февралю, когда придут привычные платежки за услуги ЖКХ, но уже с новыми увеличенными тарифами.

По словам эксперта ГК «Алор» Алексея Антонова, в сфере ЖКХ необходимы серьезные капвложения и полная замена составляющих:

«Сейчас ситуация в ЖКХ не самая лицеприятная. Существующие в сфере проблемы — «бомба» замедленного действия. Именно от некачественного обслуживания и несвоевременных ремонтов страдают обычные граждане — пользователи этих самых услуг. Иными словами, большая часть граждан платит регулярно по счетам, размер которых только растет даже не раз в год, но при этом регулярно подвергаются риску техногенных аварий, что влечет перебои подачи тепла или иных ресурсов».

Но в таком случае стоимость конечных услуг будет еще выше, чем есть сейчас, так как оплачивать все эти необходимые меры будет вынуждено население. Хотя государство должно субсидировать издержки снабжающих и обслуживающих организаций. Однако, разумеется, последний сценарий в наших реалиях маловероятен, поскольку Россия идет по пути максимального сокращения госрасходов и активного повышения налогообложения.

Вот такой замкнутый круг – это суровое российское ЖХК: сети стареют, на их ремонт требуются дополнительные средства, но без кардинального вмешательства правительства износ сетей опережает темпы ремонта, что приводит к ещё большим повышениям тарифов, при ухудшении качества услуг.

Где деньги?

Финансовый вопрос в сфере ЖКХ вообще непростой: деньги, заплаченные жильцами, проходят витиеватый путь. Часть за содержание общего имущества делят управляющая компания и коммунальщики, которые следят за придомовыми территориями (например, убирают снег), деньги за канализацию уходят местным водоканалам, за электричество – энергосбытовым компаниям, которые делятся между сетевой компанией и генерирующей, которая, в свою очередь, платит поставщикам газа или мазута.

Ситуация осложняется тем, что нет единых стандартов выработки электроэнергии (где-то на дешёвом газу работают ТЭЦ, где-то на дорогом мазуте), а некоторые коммунальные предприятия, обслуживающие сети (ту же канализацию) отданы в концессию частным инвестором. В итоге всех преобразований у нас и конкуренция с частными инвестициями не появились (концессионеры часто вырастали из старых госучреждений с тем же руководством и никого не пускали на свою территорию), и контроль утерян.

Есть ли шанс выйти из этого тупика?

«Выход из данной ситуации – разработка единых правил работы для всех предприятий сферы ЖКХ. Частный концессионер ты или госкомпания – будь добр поддерживать свой участок в порядке. Но и государству тоже нельзя отстраняться: текущего роста тарифов не хватает для поддержания устаревших сетей, которые достались нам в наследство с советских времён. А сильнее повышать тарифы уже нельзя: этого не выдержит население. Нужны масштабные государственные инвестиции, чтобы сети привести в порядок. Вот тогда их можно будет поддерживать в достойном состоянии за счёт платежей пользователей», — делает вывод Иван Антропов, заместитель директора института актуальной экономики.

Обсуждение закрыто.