Публицист Юрий Воронин: «Никакого экономического прорыва при нынешнем курсе наши граждане не увидят»

Президент В.Путин 20 марта 2019 года выступил с очередным посланием к Федеральному собранию Российской Федерации. Нынешнее выступление как никогда ожидалось с большим интересом.

Воронин Ю.М., д.э.н., профессор, Первый заместитель Председателя Верховного Совета РФ, депутат Госдумы (второго созыва), аудитор Счетной палаты РФ.

Пятнадцатый раз он бодро выходит к трибуне и громким голосом оглашает крупные проблемы российского народа, призывая начать решать эти проблемы немедленно, чтобы уже «в этом году люди должны почувствовать реальные изменения к лучшему».

В послании освещены крупные проблемы в социальной и экономической сферах, поставлены конкретные задачи в области демографии, здравоохранения, образования, поддержки ипотечников, борьбы с бедностью, о пенсиях, новых льготах для многодетных семей, послаблениях для замученных уголовными делами и регламентами бизнесменах, современном российском оружии.

По своему содержанию поднятые в социальном блоке послания проблемы – это фактически интерпретация 12 национальных проектов, их ключевых параметров.

Президент, казалось бы, искренне возмущался, рассказывая об очередях в поликлиниках, миллионах граждан за чертой бедности, школах, где до сих пор нет отопления и канализации, всеобщей мусоризации городов. Создалось впечатление, что президент не знает, кто довел страну до такого плачевного состояния, имя человека, который руководит этой страной почти 20 лет.

В большинстве своем россияне не поверили в обещания главы государства по улучшению жизни в стране не только в текущем году, но и в перспективе. Основанием для такого вывода является не только провал майских указов, но и то, что воодушевлённые прошлогодним февральским посланием, проголосовав на президентских выборах за новый шестилетний срок В.Путина, население в ответ получило повышение НДС, рост цен и другие негативные меры, направленные на реальное «вымирание». И до кучи люди получили антинародную, антиконституционную пенсионную «реформу», суть которой — тупое повышение пенсионного возраста, ограбившего десятки миллионов.

Фактически демонстрируя свою несостоятельность, В.Путин вдруг вспомнил про «майские указы», которые, как оказалось, никто не исполняет. Несмотря на все правительственные декларации, качество жизни населения продолжает ухудшаться. Согласно статистике в настоящий момент в стране 19 миллионов человек имеют доходы ниже прожиточного минимума.

В качестве «не очень хорошего примера работы», когда правительство не смогло решить проблему бедности, а усугубила ее, В.Путин привел индексацию пенсий. Иезуитско-арифметический подход к индексации в начале 2019 года в размере 7,5% с одновременным сокращением социальных выплат, чьи доходы превысили прожиточный минимум, привели к тому, что давно анонсируемая прибавка для многих пенсионеров оказалась «ничтожно малой», издевательской символикой. Люди почувствовали себя обманутыми. Многие из них отправили эту прибавку в адрес Д.Медведева и В.Путина.

Не удивительно, что В.Путин был вынужден призвать довести пенсии до прожиточного минимума, а затем проиндексировать их, пересчитать выплаты и доплатить пенсионерам то, что они недополучили «недоплаченные» деньги. В ответ из зала не раздались привычные аплодисменты. Зал молчал.

Чтобы успешно решать социальные проблемы, читает В.Путин, у России есть «мощная финансовая подушка безопасности», колоссальные финансовые ресурсы, которые «нам никто не подарил, они заработаны миллионами наших граждан». Первая гордость – это Фонд национального благосостояния (ФНБ). Там лежит, как громкогласно под аплодисменты зала доложил В.Путин, много денег и это якобы круто ! Но этого мало. Ставится новая «задача — дорастить до определённого уровня и потом потихоньку, потихоньку использовать это, не раскачивая макроэкономическую ситуацию». Теоретико-экономические чудеса, да и только.

Действительно, объем ФНБ на начало 2019 года составил 3,8 трлн рублей (3,6% ВВП). Федеральным законом о федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов предусмотрено, что в 2020 года ФНБ будет «доращен» и составит 7,9 трлн рублей (7,1% ВВП), а в 2021 году увеличится еще до 11,5 трлн рублей (9,7% ВВП). Это якобы та самая «подушка безопасности», на которую мы «свалимся», если вдруг чего нагрянет, которые якобы будут использованы в сбалансированности бюджета в будущем.

Между тем по экономической природе ФНБ — это средства, выведенные из бюджета и не принимающие участия в текущей его сбалансированности – этого основополагающего требования, предъявляемого при составлении, утверждении и исполнении бюджета, являющегося основой нормального функционирования органов управления государства.

И невдомёк к.э.н. В.Путину, что текст послания ему писали и закон о бюджете формировали безграмотные экономисты, не понимающие, что тратить деньги из ФНБ или другой кубышки в будущем, хоть и брать их только «по-немногу»,ничем не отличается от простого включения печатного станка, простого печатания денег. Для грамотного экономиста объем ФНБ в 3,6% ВВП в 2019 году и планирование Фонда почти 10% ВВП в 2021 году, как это обосновывается для российской экономической действительности, – это искусственное изъятие из экономики финансовых ресурсов, использование которых в целях экономического роста, ускорения научно-технического прогресса могло бы реально повысить эффективность социально-экономического развития в целом. Только «менеджеры от экономики» — Силуанов, Орешкин и иже с ними – либеральные «экономисты», никудышные управленцы, скрупулезно следующие рекомендациям МВФ, приоритеты которых заключаются в первенстве финансовых институтов, снижении регулирующей роли государства в экономике, борьбе с инфляцией только денежными агрегатами, коих совершенно не интересуют проблемы развития государства, экономического роста, могут обосновывать президенту подобные экономические перлы.

В этой связи не лишне будет вспомнить слова поэта:

О, если б мог от взоров

недостойных

Я скрыть подвал! О, если б

из могилы

Прийти я мог,

сторожевою тенью

Сидеть на сундуке

и от живых

Сокровища мои хранить

как ныне!

Не уподобляются ли руководители экономического блока Д.Медведева и В.Путина пушкинскому Скупому рыцарю? Зачем расходовать производительные силы и нефтегазовые ресурсы, если имеющиеся огромные финансовые ресурсы не используются во благо народа России? Ошибочность подобного подхода неверна и с теоретических позиций, и с точки зрения российской практики. При подобном подходе, «замораживании» финансовых ресурсов ни о каком экономическом росте речи быть не может!

И это, к сожалению, не единичный пример теоретической безграмотности экономического блока окружения Д.Медведева и В.Путина.

С каким умилением по-бухгалтерски докладывал Первый вице-премьер правительства РФ-министр финансов А.Силуанов президенту В.Путину, что по итогам исполнения федерального бюджета за 2018 год профицит бюджета составил 2,7 трлн рублей, при исполнении расходов в 99,4%, не доосвоив почти 790 млрд. рублей, что на треть больше, чем в 2017 году, или, говоря по-простому, имело место преступное снижение эффективности использования бюджетных средств. А как аплодировали депутаты Госдумы, утверждая профицит бюджета на 2019 год в объеме 1,932 трлн рублей (1,8% ВВП), а на 2020 год — 1,224 трлн рублей (1,1% ВВП) и на 2021 год — 952 млрд рублей (0,8% ВВП)[1].

Теоретическая безграмотность руководителей экономического блока правительства России не просто на лицо, а вопиёт. Профицит бюджета даже для мало-мальски грамотного экономиста означает, что из реальной экономики через налоги, пошлины, акцизы и прочие фискальные инструменты было изъято больше средств, чем потом через госрасходы в нее вернулось. Другими словами, имеет место искусственное повышение нагрузки на экономику: государство собрало в 2018 году 2,7 трлн рублей, которые оказались «лишними», им не найдено применения в экономике. При этом постоянно ставится задача стимулировать бизнес, добиваться роста экономики, роста производительности труда, которые без инвестиционных вливаний не решить.

Между тем многие развитые страны все больше придерживаются позиции утверждения бюджета с дефицитом в размере, не превышающем 2-3% ВВП, используя этот дефицит как инструмент для «взбадривания» (по Кейнсу) экономики, достижения экономического роста, заставляя правительство изыскивать дополнительные резервы для покрытия этого дефицита.

Действительно, для решения стоящих амбициозных социальных задач, перечисленных в майском (2018г.) указе В.Путина, необходим экономический рост. Но как государство может поддерживать экономический рост, если на всю только что начавшуюся бюджетную трехлетку запланировано сохранение бюджетного профицита, то есть искусственный вывод финансовых ресурсов из бюджета, когда реальный сектор экономики задыхается в отсутствии инвестиций? Государство продолжает обкрадывать, обсчитывать экономику, а не ускорять ее, продолжает формировать модель экономики торможения.

В.Путин правильно сформулировал Правительству и Центральному банку задачу «войти в целевые показатели инфляции и в целом обеспечить благоприятные макроэкономические условия для роста». И это правильно абсолютно: нет инвестиций в экономику — нет и развития. О том, как Правительство и ЦБ «справляются» с этой задачей можно судить по итогам выполнения «майских» указов президента.

Указом 2012 года было определено, что инвестиции должны составить не менее чем 25% ВВП к 2015 году и 27% — к 2018-му.

По данным Росстата, ни о каких 25%-х речи не шло уже с первого – 2012 года президентства В.Путина. Наоборот, их объем начал не расти, а падать. В 2014 году объем инвестиций упал на 1,5%, в 2015 году — на 8,4%, что вернуло этот показатель на уровень 2008 года. По итогам 2017 года он едва превысил 20%-й уровень. Не вырос он и в 2018 году.

Значительно упал объем инвестиций в обрабатывающей промышленности, хотя 25% мощностей здесь уже окончательно устарели и не способны производить продукцию. В металлургии капвложения обвалились почти на 30%, в производстве металлических изделий — на 24,7%, в секторе автотранспортных средств — на 32,2%.

За последние годы из России ушли сотни (!!) миллиардов долларов, которые могли быть инвестированы в реальный сектор экономики. Только в прошлом году олигархи из России выкачали почти 70 миллиардов долларов. Резко сократились и инвестиции в нашу страну иностранного капитала. Это является следствием социально-экономического кризиса в России и вряд ли ситуация в ближайшие годы исправится без коренного изменения социально-экономического курса.

Видимо смирившись с подобным положением, В.Путин ставит «новую задачу» — обеспечить «рост объёма инвестиций уже в 2020 году должен увеличиться на 6–7 процентов». Вряд ли с действующими «эффективными менеджерами» она будет решена.

Как реакция на «динамику» инвестиционного процесса, российская экономика «растет» в пределах статистической погрешности, хотя В.Путин неоднократно ставил задачу, что «мы должны двигаться вперед и развивать свою экономику темпами выше мировых». Вот и в новом послании президент ставит новую цель – «уже в 2021 году темпы роста российской экономики должны превысить 3 процента, а в дальнейшем опережать мировые». Поживем – увидим.

Пока в жизни реализация национальных проектов уже начала проваливаться, срываются сроки и объемы работ. Глава Счетной палаты А.Кудрин оценил деятельность правительства Д.Медведева в плане реализации национальных проектов как неудовлетворительную. Активно осуществляется просто бумажная работа, корректировка финансовых ресурсов от одного проекта к другому, но не более того. Правительство лишь расходует впустую огромные деньги, и это, как считает глава Счетной палаты, явно нецелесообразные расходы.

Для того чтобы «выйти на высокие темпы роста», ….. решить системные проблемы в экономике», в послании в качестве важнейшего приоритета фиксируется «подготовка современных кадров». И это действительно правильно. Главное обобщение — с нынешним составом правительства и особенно его экономическим блоком поставленные президентом В.Путиным перед Федеральным собранием глобальные задачи экономического роста, качественные задачи социальной политики невыполнимы.

Проблема заключается в том, что за эти 25 лет «реформирования» сменилось целое поколение руководящих кадров, сформировалась устойчивая государственная элита сторонников либерального рыночного фундаментализма, приверженцев «вашингтонского консенсуса». Воровство, коррупция, взятки, как институты формирования олигархата и не законного обогащения – неотъемлемая составляющая этой системы. Не удивительно, что многие должностные лица путинской вертикали и их семьи ищут «запасной аэродром» — вид на жительство или гражданства в странах, которые, как ни парадоксально, по заявлениям наших СМИ, являются врагами России. Позор стране, когда грамотные люди бегут из нее. Сегодня почти два миллиона наших лучших специалистов работает за кордоном, а могли бы работать в наших лабораториях и на предприятиях на благо нашей Родины.

Поэтому проведение кадровой революции – именно революции — вопрос не простой. Не следует забывать, что в рамках нынешней модели была проведена приватизация государственной собственности, именно в рамках этой модели сегодня приватизированы государственные функции, выстроен финансовый и банковский механизм, за счет чего обогащаются чиновники, сформирован олигархический институт.

Самое сложное в проблеме кадровой составляющей то, что специалистов-профессионалов, которые понимают, какая может быть альтернативная модель нынешнему социально-экономическому курсу, к сожалению, осталось весьма мало. Их надо собирать по крупицам. И это сегодня главная задача президента В.Путина. Не сумеет он решить эту проблему – Россия так и останется в группе отстающих.

Все экономические «нововведения», озвученные В.Путиным, проходили под продолжительные аплодисменты зала, хлопающим любой экономической несуразице, а после окончания слушаний, как обычно, все, кого опрашивали журналисты, назвали послание В.Путина сильным и прорывным. Исполнили аллилуйя посланию и лидеры фракций «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР.

А дальше… ну да, проблем в стране много, закончил социально-экономическую часть В.Путин, но посмотрите какие у нас есть ракеты!

Между тем, главная проблема — болезнь России — заключается в том, что вот уже двадцать пять лет общество не знает, куда идет страна, движется как бы в никуда, не имея, как, например, в Китае, национальной идеи. Поэтому образ будущего, ориентиры будущего, большой проект для России, который должен быть отражен в научно выверенной Стратегии, приверженцами доктрины рыночного фундаментализма, Вашингтонского консенсуса, не может быть сформулирован по определению.

Не имея национальной идеи, общих национальных интересов, принятых обществом наиболее важных масштабных целей, которые страна может достичь в долговременной перспективе, путей, по которому к этим целям предлагается идти, и средств, с помощью которых это будет делаться, страна потеряла стратегическое управление, как важнейшего инструмента социально-экономического и политического развития.

Не удивительно, что по последним данным Левада-центра 66% респондентов не поддерживают деятельность премьер-министра Д. Медведева, а российского правительства в целом — более 60% опрошенных. Не удивительно, что и рейтинг президента В.Путина после мартовских выборов 2018 года падает, падает и падает и, наконец, обвалился вдвое.

Выводы:

Двадцатипятилетний анализ социально-экономического развития России объективно приводит нас к кардинальному политико-экономическому выводу, что ни о каком прорывном развитии, рывке, росте производительности труда на научно-технической основе без смены социально-экономического курса, без смены правительства Д.Медведева и его ущербной экономической команды, речи быть не может. Дальнейшая ориентация и продолжение даже с определенными модификациями курса либерального рыночного фундаментализма, «реформ», начатых в 1991 году, приведших к Величайшей российской депрессии, – это прямой путь к катастрофе, потери Россией экономического, да и политического суверенитета.

Будущее России, выход из системного кризиса предполагает формирование нового механизма социально-экономического развития — формирования принципиально нового облика, конфигурации российской экономики, базирующегося на новом, 6-м технологическом укладе. Другими словами, речь идет о сломе старой модели экономики, именно о сломе, как этого требует научно-технический прогресс! Это, в частности, неоднократно обосновывали эксперты, придерживающиеся научной экономической теории.

Первым шагом в реализации альтернативного нынешнему социально-экономическому курсу должна стать разработка стратегии социально-экономического развития России на 25-30 лет, с четко сформулированными целями развития как для страны в целом, так и для конкретного человека, одобренной большинством политических партий и общественных объединений, стратегии, понятной большинству населения страны.

Учитывая двадцатипятилетний развал российской экономики, нынешнее ее кризисное состояние, формирование нового механизма социально-экономического развития России невозможно без осуществления в рамках стратегии социально-экономического развития России на 25-30 лет, как минимум на период первой пятилетки мобилизационной экономики.

Мобилизационная экономика – это особый тип развития, требующий специфических, качественно иных методов управления. Без слома старой модели экономики ни о какой путинской стратегии «прорыва», «рывка», вхождения в пятерку развитых стран мира как теоретически, так и на практике речи быть не может.

Мировая практика не раз использовала ее рычаги для возрождения экономик. Характерными в этом плане является опыт, используемый в Советском Союзе после отечественной войны 1941-1945гг., опыт США — для выхода из Великой депрессии 30-х годов, Германией и другими странами после Второй мировой войны, опыт Китая при развертывании стратегии построения социализма с китайской спецификой.

Слово и дело за гарантом Конституции РФ, президентом В.Путиным.


[1] До 1 января 2001 года в Бюджетном кодексе Российской Федерации в разделе IV «Сбалансированность бюджетов» присутствовала глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования», которым запрещалось утверждать Федеральный бюджет с профицитом. И это было экономически обоснованно. Исключена Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ.

Обсуждение закрыто.