Б.С. Кашин: Особенности российского банкинга

Кашин Борис СергеевичИз стенограммы пленарного заседания Государственной Думы 13 октября 2015 г.: вопрос депутата фракции КПРФ Б.С. Кашина и ответ Председателя ЦБ Э.С. Набиуллиной в ходе рассмотрения вопроса «Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов».

Пресс-служба депутата Государственной Думы Б.С. Кашина

Б.С. Кашин.

Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!

Очевидно, что современный капитализм не может и не хочет существовать без всесторонней поддержки частных банков со стороны государства. Но если на Западе частные банки в ответ берут на себя некоторые обязательства, и, по крайней мере, инфляция остается около нуля, то в России система поддержки банков работает в угоду нескольким приближенным к власти кланам. Именно поэтому прибыль банковского сектора не идет в экономику. Встают два вопроса: сколько стоит государству поддержка банковской системы (я имею ввиду льготное кредитование, докапитализацию и санацию), и какие результаты обеспечивает эта поддержка? К примеру, в Отчете Правительства об антикризисных мерах приведены два крупнейших банка, получившие в сумме 150 миллиардов рублей и купившие на эти деньги облигации государственных компаний, а остаток положившие на депозит в ЦБ. Зачем нужен такой банкинг? И еще, можете ли Вы назвать цифру, во сколько государству обошлась поддержка Сбербанка?

Э.С. Набиуллина.

— Спасибо. Здесь несколько вопросов. Вопрос по докапитализации банков. Ну, во-первых, в программу докапитализации банков принят достаточно широкий круг банков, 30 банков, это всё-таки не 2-3 банка. И средства этим банкам выделяются только под жёсткие обязательства, прежде всего, по наращиванию кредитного портфеля в приоритетные отрасли экономики. Банки начали получать деньги совсем недавно, летом начали получать. И сейчас проводится мониторинг Агентством по страхованию вкладов, мы получаем данные этого мониторинга. По анализу этих данных банки выполняют требования и выполняют эти условия по наращиванию кредитования в приоритетные сектора экономики. Это то, что касается докапитализации.

То, что касается льготных кредитов, я уже суммы называла, которые мы даём льготные процентные ставки, но они все очень целевые. Либо это инвестиционные проекты, проектное финансирование, когда с нуля строится предприятие, либо это развитие несырьевого экспорта, малый и средний бизнес. Это проекты, которые направлены на развитие наших секторов экономики. И там фиксируется маржа банков, то есть банки на этом не шибко зарабатывают, скажем так. Что касается санации. Санация — это не мера поддержки банков, это мера поддержки вкладчиков и кредиторов банков, которые держали деньги в банках, в которых возникли проблемы, эти банки не могут отвечать по своим обязательствам перед кредиторами и вкладчиками. И когда мы принимаем решение по санации и выделению денег, мы сравниваем всегда эти суммы, которые выплатило Агентство по страхованию вкладов, выплачивая застрахованным лицам. А когда мы санируем, мы, по сути дела, спасаем всех клиентов банков, а не только застрахованных лиц. И суммы, которые мы выделяем на санацию, они меньше той суммы, которую выплатило Агентство по страхованию по застрахованным лицам.

По Сбербанку. В этом году мы Сбербанку не выделяли средств. Общая задолженность по субординированным кредитам, которые выделялись в предыдущие годы, насколько я помню, около 500 миллиардов рублей.

Обсуждение закрыто.