К 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции нельзя не отметить такой всемирно-исторический аспект её величия, как интеллектуальный прорыв в будущее человечества. Ведь благодаря Великому Октябрю Россия стала не только первым в мире государством трудящихся, но и первооткрывателем управляемой социальной эволюции человечества на основе передовой научной мысли.
По воле В.И. Ленина, И.В. Сталина и партии большевиков Россия стала первой страной, которая осмелилась приступить к превращению исторического процесса из стихийного и неуправляемого в проектируемый и управляемый. Это был величайший интеллектуальный прорыв в будущее. Реализация в нашем Отечестве первого социалистического проекта управляемой эволюции человечества стала возможна благодаря следующим факторам. Во-первых, передовые научные идеи и их практическое осуществление создали в начале ХХ века основные материальные предпосылки для развития человечества, как единого целого, что предопределяло переход на новую стадию в истории планеты, а не только в истории человечества. Во-вторых, во главе революционных масс в России стоял В.И. Ленин, человек, обладавший мощным интеллектом, масштабным мышлением, способный осознать современную картину мира, тенденции его развития, понять передовую научную мысль, а главное практически использовать эти знания для реализации передовых технологий и деяний, как в материальной, так и в духовной сферах.
Вождь Русской революции первым сумел увидеть и правильно оценить парадокс, состоящий в том, что Маркс и Энгельс, создав исторический материализм как учение о стихийном развитии истории, в итоге поставили задачу перехода к управляемой эволюции, заявив, что «раньше философы только объясняли мир, а наше задача его изменить». Известный в мире философ А.А. Зиновьев в своей книге «Фактор понимания» (2006 год) по этому поводу написал: « К. Маркс превратил проблему думания о будущем в проблему делания будущего по заданному проекту. Его проект будущего коммунистического общества стал самым грандиозным из глобальных проектов истории. В него была вовлечена в ХХ веке почти половина человечества, и он продолжается».
После победы Октябрьской революции в 1917 году Ленин вместе с соратниками смело приступил к деланию будущего по заданному проекту. Но при этом он не слепо следовал схеме Маркса, а внес существенные поправки с учетом пространства и времени, т.е. учел особенности России и новой эпохи империализма. По Марксу революция возникает тогда, когда «форма» (производственные отношения) перестает соответствовать «содержанию» (производительным силам). Не отрицая марксистский закон социально-экономического развития, вожди революции доказали, что в конкретных исторических условиях форма и содержание в формуле Маркса могут меняться местами. В России в начале ХХ века после революции нужно было всё сделать наоборот, т.е. отсталые производительные силы привести в соответствие с новыми социалистическими, а значит более передовыми производственными отношениями. Ленин, выступая в Коминтерне, отмечал, что «семилетней войной мы так разорены, что восстановление нашей промышленности требует многих лет». На какие силы, на чью энергию можно было опереться? Дожидаться мировой революции или опираться на силу социалистической идеи и духовные ресурсы русской цивилизации? Мировая революция так и не состоялась, а второй путь требовал новых прорывных решений. И они были приняты.
Ленинский «Октябрьский проект» был нацелен на интеллектуальный прорыв к эпохе ускоренного развития и управляемой истории. Смыслом ленинского проекта было не только разрешение противоречия между трудом и капиталом и освобождение трудящихся от экономической эксплуатации и духовного угнетения. «Октябрьский проект» был нацелен на построение качественно нового в интеллектуальном плане типа общества. Вождь революции продемонстрировал нелинейное мышление и изначально повел народы России не по проторенному пути развития, догоняющего Запад, а по новому пути опережающего развития с выходом на качественно новый уровень эволюции человечества. Вместо характерного для капитализма «общества потребления» в советской России создавалось «общество знаний», формирующее Человека разумного и созидающего. Существенное различие было в том, что «общество потребления» основывалось на огрубленном материалистическом понимании мира и безмерном стремлении к обладанию материальной собственностью, а «общество знания» должно было формироваться на признании единства материального и духовного миров, разумном достатке и осознании значения мысли, как главного фактора жизни.
Ленин хорошо понимал, что мысль есть первоисточник социального действия, что она способна, став привлекательной и побуждающей к действию идеей, наполнять миллионы людей энергией, превращая их в могучую силу. Эта сила, появившаяся за счет материализации духа, способна изменять окружающий мир и само человечество. Однако важно понимать, что сила мысли может иметь не только созидательный, но и разрушительный характер. «Октябрьский проект» нацеливал советский народ именно на созидание во благо своей семьи и Отечества на основе научной мысли, передовых технологий, лучшей техники.
Курс на опережающее развитие и формирование «общества знания» был с воодушевлением воспринят лучшими интеллектуальными силами страны. В докладе о тактике РКП на III Конгрессе Коминтерна 5 июля 1921 года Ленин с радостью сообщил, что для опережающего развития тяжелой промышленности и всей экономики разработан план электрификации России (ГОЭЛРО). «Более 200 специалистов — почти все без исключения противники советской власти – с интересом работали над этими планами, хотя они и не коммунисты» — отметил председатель СНК. Среди подобных специалистов был бывший кадет, член царского Государственного совета, известный интеллектуал и академик В.И.Вернадский, проведший время Гражданской войны в гетманской Украине и в Крыму у генерала Врангеля. Впоследствии, он, став основателем советской атомной промышленности и важнейшего направления науки, изучающего будущее человечества, был награжден орденом Трудового Красного знамени и стал лауреатом Сталинской премии. Советская власть открыла широкую дорогу для реализации прорывных идей Циолковского в освоении Космоса, последователей авиатора Жуковского в самолетостроении, покорителей Арктики и многих других, кто обеспечивал опережающее развитие СССР и интеллектуальный прорыв в будущее. Тогда были заложены основы будущего космического триумфа России.
Наряду с активизацией творческих сил народа и порождением в нем устремленности в будущее задачей «Октябрьского проекта» было обучение грядущих поколений. Обучение умению разумно пользоваться великой силой мысли не для эгоистических и разрушительных целей, а для созидания справедливого общества и воспитания Человека разумного и созидающего. Вот почему В.И. Ленин, выступая на IIIсъезде комсомола в 1921 году, убеждал молодежь, что «настоящим коммунистом можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Он призывал молодежь «учиться, учиться и учиться коммунизму». Преемник Ленина И.В. Сталин на VIIIсъезде комсомола 16 мая 1928 года, отмечая необходимость подготовки новых кадров для социалистического строительства, подчеркнул: «Чтобы строить – надо знать. А чтобы знать — надо учиться. Учиться у всех – и у врагов и у друзей. Особенно у врагов…. Перед нами стоит крепость. Называется она наукой с многочисленными отраслями знаний. Эту крепость должна взять молодежь, если она хочет быть строителем новой жизни…. Массовый поход молодежи в науку – вот что нужно теперь, товарищи!». И молодежь пошла в науку, призыв партии был услышан, осознан и осуществлен. СССР стал одной из самых образованных стран в мире. Это неоспоримый факт.
Несомненно, что для успешного осуществления проектируемого и управляемого исторического процесса необходимо, чтобы во главе государства стояли высокообразованные руководители, способные глубоко и масштабно мыслить, т.е. понимать и применять глобальные законы развития планеты и человечества. Время подтвердило, что Ленин и Сталин обладали этим даром, но важно было, чтобы к этому уровню знаний подтягивались и их соратники. Вождь революции призывал и учил своих соратников мыслить глубоко, масштабно и современно, мыслить категориями пространства и времени. Он постоянно подчеркивал, что «марксизм не догма, а руководство к действию… Поменьше схемотворчества, побольше познания окружающей действительности и законов развития мира». Сам Ленин, познавая законы развития, сделал важный научный вывод, что «картина мира есть картина того как материя движется и как материя мыслит». Познание «движения» и «мышления» — вот краеугольные камни диалектики – науки, необходимой для реализации проектируемого и управляемого исторического процесса. На это обращал внимание самый известный диалектик древней Греции Гераклит, утверждая, что «все течет, все изменяется» и что «мудрость состоит в одном: познавать мысль как то, что правит всем и во всем». Ленин и его преемник Сталин глубоко осознали это и успешно применяли на практике.
Для современной России очень актуально и поучительно осмыслить и понять как и какими методами обложенная всевозможными санкциями Запада советская страна под руководством Ленина и Сталина смогла сформировать «общество знаний» и обеспечить опережающее ускоренное развитие, позволившее победить в Великой отечественной войне. Главное внимание следует обратить на особое отношение Ленина и Сталина к фактору времени и их удивительное умение управлять потоком социального времени. Этот великий дар был плодотворно использован ими для реализации «Октябрьского проекта». Например, для победы революции. Вспомните ленинское « вчера было рано, а завтра будет поздно» — это о начале восстания 25 октября 1917 года. А в докладе Коминтерну о тактике РКП 5 июля 1921 года, объясняя необходимость перехода к НЭПу, Ленин убеждал: «Мы не скрываем, что концессии в системе государственного капитализма означают дань капитализму. Но мы выигрываем время, а выиграть время – значит выиграть всё».
Преемник Ленина на посту руководителя советского государства И.В. Сталин хорошо усвоил эти уроки. В феврале 1931 года, выступая на Всероссийской конференции работников социалистической промышленности, он сказал: «Мы отстали от передовых стран на 50 – 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Таким образом Сталин четко обозначил проблему времени для спасения СССР и стал родоначальником нового подхода к управлению обществом – хронополитического, т.е. управляющего временем. К сожалению, этот факт замалчивается историками и мало осмыслен учеными. В наше время ученый Института философии РАН Л.Г. Антипенко в своих работах «Нелинейный стиль мышления в современной философии и физике» и «Сталин: отношение к марксизму» раскрывает основы хронополитики и использования смыслов для управления потоком времени. По его мнению, хронополитика основана на четырехмерности времени. К трем измерениям времени, которые отождествляются с прошлым, настоящим и будущим, добавляется четвертое измерение, как триединство, т.е. как общая протяженность трех измерений в виде исторического времени.
Главный закон хронополитики состоит в том, что обладая даром предвидения будущего, можно воздействовать на настоящее, извлекая уроки из прошлого. Так появляется возможность в четвертом измерении спрессовать время за счет уменьшения разрушительной компоненты времени и увеличения созидательной компоненты. Это позволяет в короткий срок прорваться на качественно новый уровень развития. Для реализации хронополитики нужна новая форма социальной деятельности – времяобразующая. Нужно постоянно побуждать руководящие кадры и трудящихся к творческому мышлению созидательной направленности. Такое мышление вызывает в мозгу человека процессы, которые упорядочивают структуру мозга, как органа мысли. Такое совершенствование структуры мозга позволяют человеку быстрее и глубже познавать, четко и образно выражать смысл явлений и вещей. Эта замена беспорядка на порядок в мышлении позволяет выиграть время, наполнить жизнь человека большим смыслом и увеличить созидательную компоненту времени.
«Октябрьский проект» ставил задачу преображения сознания человека, очищения его от разрушительных мыслей и установок и наполнения смыслом творческого созидания. Сталин в совершенстве овладел этой наукой и сам был устремлен в будущее. В своем теоретическом труде «О диалектическом и историческом материализме» он подчеркивал: «Чтобы не ошибаться в политике надо смотреть вперед, а не назад… Исторический материализм не только не отрицает, а наоборот подчеркивает значение и серьезную роль общественных идей…. Возникнув, идеи становятся серьезнейшей силой, облегчающей продвижение вперед. Они оказывают величайшее организующее, мобилизующее и преобразующее воздействие». Сталин целеустремленно, последовательно и постоянно наполнял социалистическую идею конкретным смыслом, исходя из меняющейся обстановки и вызовов времени. Недаром А.А. Громыко, министр иностранных дел СССР, в своих воспоминаниях отметил, что «Сталин, прежде всего, был человеком мысли…. Он умел просто и популярно формулировать сложную мысль… Отличался точностью выражения мысли и нестандартностью мышления».
С помощью посылаемых в народ смыслов-лозунгов Сталин сумел эффективно воздействовать на четвертое измерение – историческое время. Призывая народ в будущее, Сталин умело переносил прошлые события в настоящее, чтобы изменить состояние души народа и наполнить его жизнь высоким патриотическим и созидательным смыслом. Он понимал, что созидание это не механистическая работа, а духовно-осмысленный творческий труд. Именно созидательный труд возвышает человека, вовлекает в свой процесс и волю, и мысль, и слово, и дело – всё сразу, всего человека целиком. Созидание развивает интеллект, побуждает человека мыслить и практически прорываться на качественно новые рубежи знаний и деяний.
Как известно знаменитая сталинская десятилетка (с 1931 по 1941 годы) в соответствии с законами хронополитики прошла под лозунгом «Время, вперед!». На подъем духовной творческой энергии народа были нацелены поэты, писатели, композиторы, певцы и художники. Сталин говорил писателям: «Книги должны заряжать, а не развинчивать. Надо писать так, чтобы каждая глава имела центр удара.». Таким смысловым зарядом была книга Николая Островского «Как закалялась сталь», кинофильмы «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Джульбарс», которые призывали к самоотверженному героическому труду и дружбе народов. Кинофильмы «Александр Невский», «Петр Первый», «Иван Грозный», «Чапаев» восстанавливали связь времен и поколений, укрепляли русский дух, как основу сплочения народов СССР, подготавливали народ к отражению внешней агрессии и к борьбе с изменниками. Призывы поэтов и композиторов, певцов и музыкантов: «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», «страна мечтателей – страна героев» проникали в душу народа. Волна трудового энтузиазма охватила страну. Социалистическое соревнование, стахановское движение, новаторство и изобретательство стали важной составной частью жизни советского общества –«общества знаний». СССР под руководством Сталина и компартии действительно становился страной трудовой радости. Для утверждения труда, как основной ценности нового общества, были учреждены ордена трудовой доблести: Знак Почета, Трудового Красного знамени, Золотая медаль Героя социалистического труда. Построена грандиозная Выставка достижений народного хозяйства, ставшая настоящим символом союза рабочего класса и крестьянства, выражением дружбы народов и важным центром распространения передового опыта. Во всем этом был заложен глубочайший смысл, усиливающий созидательную компоненту исторического времени и устремляющий народ в светлое будущее.
Одновременно Сталиным было много сделано, чтобы максимально сократить разрушительную компоненту исторического времени. В этом деле он, как хронополитик, основывался на главных категориях диалектики – движении и мышлении. Рассматривая проблему через призму движения, он сделал вывод, что «Искусство руководить – серьезное дело. Нельзя отставать от движения, ибо отстать значит оторваться от масс. Но не следует забегать вперед, ибо забегать вперед – значит потерять связь с массами. Кто хочет руководить движением и сохранить вместе с тем связи с миллионными массами, тот должен вести борьбу на два фронта – и против отстающих, и против забегающих вперед». С точки зрения мышления Сталин целеустремленно устранял руководящие кадры, которые мешали воспитывать русскомыслящее молодое поколение, преследовали носителей русского духа, разрывали связь времен и поколений и тем самым ослабляли роль духовной энергии в опережающем развитии страны. Зная сильные и слабые стороны ведомого им народа, вождь жестко, а порой жестоко, боролся с расхлябанностью, безответственностью, бюрократизмом, преступной медлительностью, хищениями социалистической собственности и с психологией «авось пронесет», характерной для русского человека.
В итоге, сталинская хронополитика, опора на передовые социалистические производственные отношения, творческое созидание, материализацию русского духа и дружбы народов дали грандиозные результаты. Ведомый Сталиным народ сумел сделать невозможное – пробежать за 10 лет такое расстояние, на которое у передовых стран мира ушло 50-100 лет. Был значительно повышен уровень производительных сил в виде создания мощной промышленности, современной науки и техники, грамотных и профессионально подготовленных кадров инженеров, техников и рабочих. Подтверждая успех хронополитики Сталина, Зиновьев А.А. в книге «Фактор понимания» (2006 год) утверждал, что «самого высокого уровня устремленность в будущее достигала в сталинские годы. Основная масса населения жила будущим в полном смысле слова. Не просто мечтала, а жила. А для тех, кто устремлен в будущее ход исторического процесса ускоряется.».
В годы сталинского правления «Октябрьский проект» продолжал успешно развиваться. Его реализация обеспечила победу в Великой отечественной войне, быстрое послевоенное восстановление страны, создание ядерного паритета с США, создала предпосылки к прорыву в Космос.
К сожалению, после смерти Сталина к власти в партии и государстве прорвались люди, не обладавшие мощным интеллектом, знанием диалектики и умением познавать глобальные законы общественного развития. Они не осознали глубинной сути «Октябрьского проекта», его нацеленности на построение «общества знаний», требующего постоянного восхождения к вершине, оперативного приведения всех институтов государства и их деятельности в соответствии с вызовами времени, необходимости творческого развития марксизма-ленинизма. Не обладая способностью управлять «движением и мышлением», они остановили интеллектуальный прорыв СССР к эпохе ускоренного развития и управляемой истории. Хрущев, обвинивший Сталина в культе личности и репрессиях, как говорится «с водой выплеснул и ребенка», т.е. уникальный опыт сталинской хронополитики. Он перевел СССР с магистрального пути опережающего развития и построения «общества знания», на тупиковый путь догоняющего развития в построении «общества потребления», альтернативного западному. Выдвинутый Хрущевым лозунг «Догоним и перегоним Америку» произвел разрушительный эффект, принизил высокий смысл жизни советского народа, заложенный Сталиным и Лениным. Это имело губительные для страны последствия. Зиновьев А.А., 20 лет проживший на Западе, утверждал, что с точки зрения эволюционного уровня социальной организации западный мир отставал от Советского Союза более чем на полвека. Ведь у нас был союз многих народов и религий, самые эффективные в мире системы образования и социальной защиты людей.
Таким образом, Хрущев, с точки зрения сталинской диалектики движения, как руководитель отстал от движения страны, выдвинув догоняющий лозунг, а с другой стороны забежал вперед, призвав построить коммунизм за 20 лет. И то и другое было непростительной для руководителя ошибкой. Хрущев нанес серьезный урон и в развитии мышления народа. Проведенная им реабилитация, отстраненных Сталиным от руководства западномыслящих деятелей со временем привела к их целенаправленной борьбе с русскостью в СССР, к разрыву победного сплава социалистической идеи с русским мировосприятием, сплачивающим народы Советского Союза в одну семью. В итоге началось вытеснение русскомыслящих кадров с руководящих постов в сфере науки, образования и культуры, принижение роли русского народа, ущемление его прав, укрощение его духовной энергии. Передача Украине русского Крыма, переброска основных ресурсов на освоение целины Казахстана в ущерб восстановлению хозяйства пострадавших от войны русских областей – все это вело к будущему разрушению СССР. К сожалению, все последующие руководители СССР тоже не соответствовали высоким требованиям «Октябрьского проекта».
Ленинский проект был нацелен на постоянное восхождение к вершинам знаний. И пока народ следовал сталинскому лозунгу «Время, вперед!» проект успешно развивался. А когда догматики под видом борьбы за чистоту марксизма законсервировали мысль, то движение вперед остановилось и «Октябрьский проект» сорвался с магистрального пути, как падает колесо, переставшее крутиться. Но как правильно заметил Зиновьев — революция продолжается. Эстафету подхватил Китай, который, применив сталинский план модернизации, соединил социалистическую идею с мировоззрением Конфуция и успешно строит социализм с китайской спецификой. Сейчас Китай занял место СССР, став второй супердержавой в мире и готовится стать первой.
Сталинский опыт хронополитики успешно применили в Финляндии, совершив настоящий интеллектуальный прорыв в будущее. Сделав ставку на познание мысли и развитие мышления народа, Финляндия вышла на первое место в мире по вкладу интеллектуальной собственности в ВВП страны. Этот показатель в Финляндии составляет 20%, в США – 15%, в Германии – 8%, в Китае – 5%, а в Российской Федерации менее 1%. Начало восхождения в Финляндии к этому олимпу было положено в 1967 году созданием Фонда независимости Финляндии, утвержденного специальным законом. Задача Фонда: использовать коллективный разум народа для разработки стратегии будущего и ответа на вызовы времени. Для этого ведется сбор и реализация передовых мыслей жителей Финляндии. Выделены и приумножаются финансовые средства. Действует Административный совет, в который входят представители всех партий. Эта уникальная независимая организация завоевала доверие общества и смогла объединить возможности государства, общества, частных лиц и международных организаций.
Российской власти пора перестать демонизировать Ленина, Сталина и Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Пора взять на вооружение их лучший опыт для опережающего и ускоренного развития России в условиях нарастающей западной агрессии.