«Мы и они». Публикация в газете «Правда» русского публициста Владимира Бушина

«Мы и они». Публикация в газете "Правда" русского публициста Владимира БушинаЯ думаю, многие из сообщества нашей «говорящей интеллигенции», пусть и не сразу, но ясно видели и хорошо понимали, что творится в стране, и в душе были против, может быть, даже лили слёзы, но при этом одни помалкивали, а другие даже поддакивали трагедии. Но в последнее время те, кто поддакивали, может быть, самые чуткие из них, стали говорить совсем иное, а те, что молчали, вдруг впервые, как валаамова ослица, отверзли уста и тоже говорят нечто весьма разумное. Вспомните, как выглядели на телеэкранах не так уж давно и как сейчас, допустим, политолог Вячеслав Никонов или телеведущий Владимир Соловьёв. Две большие разницы. И это, надеюсь, не лицемерие, а естественный политически-психологический процесс.

По страницам газеты «Правда», Владимир Бушин

В РЯДУ ЗАГОВОРИВШИХ мы видим сейчас и кинорежиссёра Карена Шахназарова. Он участник многих словопрений на телевидении, у него состоялась большая беседа с Виктором Кожемяко на страницах «Правды» (№ 16 с.г.). Не впервые ли в жизни пришёл он на эти страницы? Редакция газеты пригласила читателей продолжить разговор, «высказаться, в чём они поддерживают точку зрения знаменитого деятеля культуры, а с какими его мыслями хотят поспорить». И подчёркнуто, что это чрезвычайно важно, особенно в связи с грядущим 100-летием Великого Октября. Мне, читателю «Правды» с 1936 года, нельзя было пренебречь любезным приглашением.

Так вот, я считаю, что в беседе немало хоть и не новых, но справедливых, важных мыслей, оценок, суждений. Так, режиссёра просто восхищает «совершенно гениальная идея» Ленина создать Советский Союз именно как союз равноправных народов, в котором человек любой национальности «сознавал: прежде всего ты советский человек и тебе все права советского человека гарантированы. Это делало нас едиными». Разумеется, прав К. Шахназаров и тогда, когда с таким же восхищением сказал, что коммунистическая, советская идея «была идея переустройства страны и мира по законам справедливости. И она зажигала миллионы людей у нас и миллиарды на всей планете».

Автор справедлив и в критике нынешней действительности, например, в признании того, что «современная Россия лишена идеи, а когда нет идеи, то нет и культуры, нет искусства». Мало того, ведь по Конституции всякая идеология в стране просто запрещена. И не случайно, вдохновлённый именно этой статьёй Конституции, священнослужитель Чаплин настаивает на проверке сочинений Ленина на предмет наличия в них экстремизма. Проницательно. Непонятно только, почему он не начал хотя бы с Вольтера или с нашего Радищева.

Но тут нельзя не заметить, что некоторые деятели под лицемерно-хлёстким швыдковским лозунгом «Культурной революции», вопреки Конституции, весьма ловко, настойчиво и энергично проводят, протаскивают, навязывают свои идеи. В театре — это идея похабного извращения русской и мировой классики; в кино и на телевидении — идея клеветы на советскую эпоху и её героев; в литературе — идея посильного устранения великих русских писателей и повсеместного, в том числе в школах, внедрения небольшой кучки своих любимцев — Пастернака, Мандельштама, Гроссмана, Солженицына, Бродского, Ахматовой… И вот результат. Одному школьнику старшего класса показали портрет Лермонтова и сказали: «Это писатель. Ты его знаешь?» — «Конечно, — уверенно ответил парень. — Это Мандельштам». О других писателях он просто не слыхал.

Да, в беседе немало нужного, дельного. Однако «родимые пятна» недавнего прошлого всё же видны у товарища Шахназарова хотя бы в том, что он частенько прибегает к уклончивым, неопределённым речениям и оценкам. Например: «США претендуют на некое(!) устройство мира». Да не на некое, а на вполне определённое — американское устройство. И тут Гитлер по сравнению с ними — бойскаут в коротких штанишках. Что он сделал? Захватил полдюжины соседних, как Польша, и недалёких, как Норвегия, стран, а в России сломал голову. Янки же лезли и лезут со своим «устройством» за тысячи миль, на другую сторону земного шара — в Корею, во Вьетнам, в Югославию, Афганистан, Ирак, Ливию… Сравниться с ними могла в прошлом только Британия. Это — два сапога пара, а сапоги-то полны крови.

«Про Солженицына я бы сказал, что в некотором смысле(!) он часть советской культуры». В каком смысле? Я думаю в том же, в каком Жириновский, Ксюша Собчак и Новодворская — часть нашей истории. Но его внедряют в беззащитные головы школьников.

Есть и другой способ уклониться от ясности и определённости. Например, Шахназаров сказал: «Чего удивляться, что на Украине памятники Ленину сносят, если мы(!) сами первыми Ленина снесли». Да, удивляться нечему, действительно первыми, всё верно, но почему — «мы»? Я не сносил, Кожемяко не сносил, наоборот, мы гневно протестовали, и сам Шахназаров не сносил, хотя не помню, чтобы протестовал. Нет, не мы, а они сносили памятники и Ленину, и Сталину, и Дзержинскому… И все прекрасно знают, кто именно — Горбачёв и Ельцин, Бурбулис и Чубайс, Гав. Попов и Станкевич… Отвечая на вопрос о клевете на историю Великой Отечественной войны, на её героев, режиссёр говорит в том же самом духе: «Сами мы(!) много чего тут натворили». Пардон, но и все патриоты, и КПРФ, и лично мы с Виктором Стефановичем все эти годы неустанно боролись против такой клеветы. Так что и тут, пожалуйста, исключите нас из своего «мы». И опять же хорошо известно, кто здесь «натворил» — Радзинский, Правдюк, Сванидзе, Млечин и другие. Излишняя деликатность по отношению к этим персонажам и к власти, которая потворствует им, предоставляя самые высокие трибуны, и есть помянутые «родимые пятна» вчерашнего дня.

Впечатление такой деликатности усиливается при заявлении режиссёра о том, что вот «теперь у нас появилась национальная буржуазия, и у этой буржуазии уже не столь велика потребность в дискредитации советского времени».

Во-первых, где, когда искомая буржуазия появилась? Назвал бы хоть одного представителя. Во-вторых, что такое «национальная буржуазия» — в этническом, что ли, смысле? Да, среди буржуазных кровососов несоразмерно много евреев, как и среди представителей высшей власти (достаточно вспомнить четырёх премьеров и девять вице-премьеров), но в рядах кровососов хватает и русских. Или теперь их стало больше, чем евреев? Но дело в том, что Абрамович, Вексельберг, Фридман и другие их соплеменники, сидящие на мешках с золотом, из которых сочатся кровь и пот, — это такие же представители национальной (государственной) буржуазии, как Потанин, Мордашов, Евтушенков и т.д. Национальность по крови тут ни при чём. Ленин говорил: «Буржуазия в смысле денег всегда была интернациональна».

Можно только приветствовать заявление режиссёра о том, что «необходимо как можно скорее прекратить эту бесконечную войну с советским прошлым». И он считает, что «уже началась некая(?) реабилитация советского периода». Но, во-первых, советская эпоха ни в какой реабилитации не нуждается, как не нуждаются в этом и люди той эпохи, спасшие и родину, и весь мир от фашистской чумы и поднявшие свою родину до космических высот в прямом и переносном смысле. Надо изучать и использовать опыт этой великой, достойной прославления, невероятной в мировой истории эпохи.

Во-вторых, где же эта хотя бы и «некая реабилитация»? Ну да, Геннадий Андреевич каждый год 19 мая повязывает пионерам галстуки; на здании министерства иностранных дело до сих пор красуется герб Советского Союза; кое-где по почину коммунистов и местного населения восстанавливают памятники Ленину и Сталину; правда, порой тут не обходится без курьёзов. Так, ваша газета 14 июля с умилением поведала, что комсомольцы Сыктывкара восстановили «уникальный памятник Володе Ульянову», когда ему было пять лет. Ну такой «уникум», может быть, и уместен в музее, но ставить его перед школой — это значит доводить разумную идею до комического абсурда. А не поставить ли памятник десятилетнему Марксу или двенадцатилетнему Энгельсу? А шестилетнему Суворову и восьмилетнему Кутузову?.. Но как бы то ни было, а кое-что действительно происходит, движется. Но ведь это же всё вопреки власти.

А она какой «реабилитацией» занимается? День Октябрьской революции 7 ноября как задвинули за вытащенный из четырёхсотлетней пыли никому неведомый денёк 4 ноября, так этот День там и пребывает; празднование парада 7 ноября 1941 года как было непонятно чему посвящённое, так и остаётся; как вину за наше поражение в 1920 году переложили с Троцкого на Сталина, так на нём она и висит; Мавзолей Ленина как маскировали в дни праздников, так и маскируют; имена Сталина, Жукова, Рокоссовского и всех творцов нашей Победы как были в дни знаменательных дат запретными на устах всех официальных ораторов от президента до Тутышкина, так и остаются запретными; по телевидению как шли малограмотные, вопиюще бездарные, эстетически похабные фильмы, изображающие Сталина карликовым уродом, а Жукова — бабником, так и сейчас мы это видим в очередном фильме «Жуков»… Словом, по-моему, нет оснований по поводу «некой реабилитации».

С большим изумлением я прочитал и о том, что «Запад своими санкциями нам помог». Шахназаров считает эти санкции не только благом, а даже счастьем для нас, «поскольку они заставляют делать абсолютно необходимое». Об этом без конца твердит телевидение. Но если и есть польза от санкций, то только одна: они особенно убедительно показали бездарность и чуждость народу наших правителей, которые только из-под палки Запада могут заняться «абсолютно необходимым» стране, чем обязаны были заниматься с первого дня прихода к власти. А чем они занимались? Перезахоронением из-за океана Деникина и ещё кучи зарубежного праха… сооружением памятника Столыпину-вешателю… неоднократным возложением венков на могилу гитлеровского сатрапа Маннергейма… братанием с Геббельсом по вопросу о трагедии Катыни… проведением Года литературы с поощрением глумления над ней… Олимпиадой, которая обошлась нам в десять раз дороже, чем китайцам их Олимпиада… уничтожением Академии наук, школ, больниц, родильных домов, «Скорой помощи»… обещанием защитить Донбасс «всеми имеющимися средствами»… безмозглым, антипатриотическим привлечением в спорт иностранных спортсменов и тренеров, ухлопывая на это огромные средства и уничтожая патриотическое чувство в спорте: какое мне дело, допустим, до «сборной России и Африки» по футболу, если половина игроков в ней — пришельцы из Замбии или Сомали, а тренер — итальянец-миллионер, содержащийся за мой счёт. Как их?

Дик Адвокат… Гус Хиддинк… Фабио Капелло… Потом, когда обнаруживается, что дорогостоящие наймиты ничего сделать не способны, министр спорта Мутко вдруг начинает соображать: «Они же не знают ни русского языка, ни нашего менталитета, ни что такое кузькина мать…» И лишь за то, что это для министерской головы новость, мы (вот где это местоимение на месте!) должны уплатить этому Капелле 930 миллионов рублей. Почти миллиард! Да на эти деньги можно десять прекрасных стадионов построить. Вот такие они хозяева. И тут, Карен Георгиевич, никакие санкции не помогут, кроме одной…

Чем ещё занималась власть? Тушением огромных лесных пожаров, борьбой с невиданными наводнениями, чему сама своим невежеством и поощрением хищников и создала условия; запускала космические ракеты, которые почему-то взрывались или падали в океан чаще, чем это могло бы быть во времена Циолковского; защищала нас от терактов, например, в Беслане (336 погибших), и от разного рода катастроф, допустим, чтоб не слишком травмировать, начиная с аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, где погибли 75 человек, и кончая пока убийством 24 новобранцев 13 июля под Омском, а 21 июля — катастрофами в один день под Красноярском и в Чечне — 22 жертвы и куда больше покалеченных… Вы, Карен Георгиевич, объявили обитателей Кремля «политиками планетарного масштаба». А я думаю, что они, люди, имеющие ко всему этому прямое или косвенное отношение, создающие или потворствующие всему перечисленному, никогда не получат реабилитации.

Обсуждение закрыто.