Ненасытная медицина: полечили, обобрали…

Thi41FG6aRsПроверка учреждений здравоохранения, подведомственных Минздраву Удмуртии, которую недавно проводили контрольные органы Удмуртской Республики, выявила вопиющие факты. Официальным языком результаты сформулированы так: «… оказание платных медицинских услуг в республике характеризуется снижением доступности бесплатной медицинской помощи, некачественным оказанием медицинских услуг и, как следствие, замещением бесплатной медицинской помощи платной, что является нарушением законных прав граждан в сфере охраны здоровья».

А сейчас посмотрим, что нашли контролеры и что кроется за несколько громоздким резюме проверки.

Вначале укажем те учреждения здравоохранения, которые подверглись проверке: БУЗ УР «Консультативно-диагностический центр Минздрава УР», БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр Минздрава УР», БУЗ УР «Первая Республиканская клиническая больница Минздрава УР», БУЗ УР «Воткинская городская больница N 1 Минздрава УР», БУЗ УР «Глазовская городская больница N 1 Минздрава УР», БУЗ УР «Сарапульский межрайонный психоневрологический диспансер Минздрава УР», БУЗ УР «Увинская районная больница Минздрава УР» (далее соответственно КДЦ, РКДЦ, 1 РКБ, Воткинская ГБ N 1, Сарапульский диспансер, Увинская РБ.

Упомянутый выше федеральный закон наделяет мед-организации, участвующие в программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, правом оказывать пациентам платные услуги. Но оказываться они должны на основе утвержденных правил и стандартов. При этом платные услуги не должны оказываться в ущерб бесплатной помощи.

В частности, оказание платных услуг в основное рабочее время не предусмотрено. Однако, в проверяемых учреждениях об этом словно и не слышали. И те, и другие услуги оказываются в основное время и, естественно, за счет увеличения интенсивности труда специалистов. При этом никакого раздельного учета рабочего времени специалистов и медоборудования не ведется. Все это прямо противоречит существующим стандартам оказания помощи и снижает ее качество.

В структуре КДЦ предусмотрено целое отделение для оказания платных услуг. В реальности же оно не создано, и все они осуществляются в кабинетах, предназначенных для оказания бесплатной медпомощи.

В РКДЦ, ГКБ N 9 и 1 РКБ платным пациентам отдавались койки, предназначенные для оказания стационарной бесплатной помощи. Общая сумма необоснованно полученных доходов в проверенных учреждениях составила 788,5 тыс. руб. При этом везде работа коек превышала максимально допустимую нагрузку, что свидетельствует о нехватке мест в стационарах.

Смотрим дальше. Определено, что цены (тарифы) на услуги бюджетных и казенных медучреждений устанавливает Минздрав УР. Но выяснилось, что существующий Порядок не соответствует требованиям бюджетного законодательства, что повлекло за собой некорректные расчеты себестоимости тарифов на платные услуги. В нее были включены затраты по содержанию недвижимого и особо ценного имущества, его амортизацию и выплату налогов, которые возмещаются учреждениям из бюджета.

Еще один момент. Учреждения здравоохранения имеют право самостоятельно определять размер прибыли (рентабельности) от оказания медуслуг. Проверка выявила, что по отдельным услугам уровень рентабельности был значительно завышен.

Так, в РКДЦ при средней рентабельности на уровне 21,5% размер прибыли по услуге «повторный прием врача-эндокринолога» составил 320%(!) (при себестоимости 116,4 руб. цена услуги установлена в размере 490 руб.). В ГКБ N 9 и КДЦ при средней рентабельности 77% и 26,2%, по единичным платным услугам она составила 377,4%(!) и 201%(!) соответственно. И это при том, что бюджетным и казенным учреждениям Минздрава РФ рекомендуемая рентабельность ограничена 20 процентами.

В РКДЦ, Воткинской ГБ N 1 и Глазовской ГБ N 1 в себестоимость отдельных платных услуг неправомочно «зашита» амортизация оборудования, имеющего 100% износ. За счет этого РКДЦ необоснованно «заработал» почти 7 млн. руб., Воткинская горбольница – 205 тыс. руб., Глазовская горбольница – 31 тыс. руб.

В себестоимость отдельных платных услуг учреждения закладывают нормативы времени на их оказание, превышающие рекомендованные Минздравом УР. Например, в КДЦ по услуге «прием врача-дерматовенеролога первичный» установлено время – 30 мин, хотя рекомендовано 12. В итоге цена оказалась завышенной почти на 163 руб. при утвержденном тарифе в 350 руб. (практически вдвое). Подобная практика принесла необоснованный доход больницам (КДЦ, ГКБ N 9, Сарапульский диспансер) в 325 тыс. руб.

Далее. Все поступления и выплаты подлежат детальному отражению в плане финасово-хозяйственной деятельности учреждения, сверстанному по требованиям Минздрава УР. На деле требования оказались нарушены, а учреждения фактически самостоятельно определяют, куда и сколько направить денег от платных услуг. В итоге 60% поступивших доходов идут на прибавку к зарплатам медиков. При этом выходит, что один и тот же период рабочего времени оплачивается дважды, но только из разных источников. Более того, в 1 РКБ еще доплачивают «инициаторам» – тем сотрудникам, по рекомендации которых пациенты получают платные услуги.

Еще один источник доходов учреждений здравоохранения – средства, полученные от использования переданного им в оперативное управление госимущества. В 2013-2014 годах 1 РКБ заработала на госимуществе около 14 млн. руб.

При этом проверка показала, что учреждения и тут нашли, как еще подзаработать на гос-имуществе – сдавали его в аренду. Причем делали это без согласия учредителя, а порой и вовсе без всяких согласований и договоров аренды. Выявлены многочисленные факты нарушения арендодателями условий договоров о полной и своевременной уплате арендных платежей. В итоге по этой причине общие потери учреждений здравоохранения составили почти 600 тыс. руб.

Не без греха оказались больницы и в деле госзакупок. Приобретали оборудование по явно завышенной цене, допускали массу нарушений самой процедуры закупок. Аудиторы выявили искажения бухгалтерской отчетности в части отображения стоимости госимущества, его постановки на баланс.

Проверка расходования больницами средств, полученных от платных услуг, вскрыла факты неэффективного их использования. Всего выявлено финансовых нарушений на сумму в 113 млн. 189 тыс. руб. Более 8 млн. руб. из этой суммы приходится на необоснованно полученные доходы от оказания платных услуг, в том числе – в результате завышения их стоимости. Нарушения в области оплаты труда сотрудников больниц «потянули» на 8,5 млн. руб.

Эксперты отмечают, что за последние годы отчетливо проявилась тенденция коммерциализации учреждений здравоохранения подведомственных Минздраву УР. В 2013 году они, таким образом, заработали 1,9 млрд. руб., в 2014-ом – 2 млрд. руб. При этом доля платных услуг в общем объеме оказываемой медпомощи по отдельным направлениям составляет до 70%(!). Например, в КДЦ в декабре 2014 года врач-уролог провел 712 приемов (из них 68% — платных), акушер-гинеколог – 1836 приемов (из них 68% — платных). При этом фактическая продолжительность приема одного пациента этими врачами составила 5-7 мин. при нормативе в 30 мин. Вместе с тем, граждане массово жалуются на то, что к акушеру-гинекологу в КДЦ невозможно попасть – ожидание приема растягивается на срок от 1 до 6 (!) месяцев.

В большинстве случаев оказание платных услуг проводится на фоне невыполнения плана по оказанию бесплатной помощи. Так в 1 РКБ при доле платных приемов около 11% от общего количества посещений план по ОМС аллергологом-иммунологом в 2013 году выполнен лишь на 56,5%, в 2014 году – на 45,5%. Та же картина по услугам врачей гастроэнтеролога, офтальмолога, эндокринолога и других.

Проверяющие отметили то, что по фактам многочисленных нарушений лечебными учреждениями порядка оказания платных услуг какие-либо меры со стороны Минздрава к ним не применялись. Аудит выявил системные нарушения и в самих учреждениях, и в отрасли здравоохранения Удмуртии в целом. По факту, региональное медицинское ведомство не справляется со своей функцией учредителя и главного распорядителя бюджетных средств, не устраняет пробелы в нормативно-правовом урегулировании оказания платных услуг и слабо контролирует подведомственные ему учреждения.

Вывод неутешителен. Пока чиновники от здравоохранения расписываются в бессилии навести порядок во вверенной им сфере, даже бюджетные и казенные больницы, не стесняясь, всячески наращивают долю платных услуг в ущерб бесплатной помощи. Они откровенно зарабатывают на пациентах и с каждым годом делают это все наглее, игнорируя требования законодательства. Более того, плата за оказание услуг завышается в разы без всяких на то оснований. Медицинская помощь все чаще именуется «платной услугой». Как это соотносится с установленным законом основным принципом охраны здоровья в части соблюдения законных прав граждан – непонятно. Вернее, понятно, что никак.

Обсуждение закрыто.