Андрей Коновал: «Оказание платных услуг в больницах Удмуртии организовано незаконно»

Андрей Коновал«Общая сумма финансовых нарушений составила 113 189 600 рублей», — скупо сообщает сайт Государственного контрольного комитета УР об итогах проверки коммерческой деятельности семи республиканских больниц. Подробности не разглашаются. Однако в моем распоряжении оказался официальный отчет сотрудников комитета, данные которого свидетельствуют о масштабных нарушениях права населения Удмуртии на бесплатную помощь.

Сайт Удмуртского регионального отделения КПРФ

Полное название документа, копия которого попала мне в руки: «Отчет по результатам проверки осуществления учреждениями здравоохранения, подведомственными Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, приносящей доход деятельности в 2013-2014 годах». Отчет был утвержден 27 мая 2015 г. специальным постановлением коллегии Государственного контрольного комитета УР, но не был опубликован. На сайте комитета удалось найти лишь короткое сообщение, что в январе-апреле 2015 года проведена проверка, которой «установлены отдельные факты нарушений нормативно-правовых актов в части предоставления платных медицинских услуг населению». Кроме того, «выявлены нарушения со стороны учреждений здравоохранения при распоряжении государственным имуществом, нарушения при расчетах с сотрудниками по заработной плате, а также искажение бухгалтерской отчетности».

Подробности проверки не разглашаются. Между тем, все 9 страниц отчета изобилуют шокирующими фактами и выводами, согласно которым бесплатная медицинская помощь в Удмуртии искусственно вытесняется платной, причем делается это с грубыми нарушениями закона и при попустительстве региональных властей. Неудивительно, что итоги проверки не были преданы огласке.

Список больниц, проверенных Госконтролем УР:
БУЗ УР «Первая Республиканская клиническая больница Минздрава УР» (РКБ №1),
БУЗ УР «Консультативно-диагностический центр Минздрава УР» (КДЦ),
БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр Минздрава УР» (РКДЦ),
БУЗ УР «Воткинская городская больница N 1 Минздрава УР»,
БУЗ УР «Глазовская городская больница N 1 Минздрава УР»,
БУЗ УР «Сарапульский межрайонный психоневрологический диспансер Минздрава УР»,
БУЗ УР «Увинская районная больница Минздрава УР»

Хочешь госпитализацию — плати
Одно из самых вопиющих нарушений было выявлено в Первой Республиканской клинической больнице, возглавляемой, к слову, депутатом Госсовета Удмуртии от партии «Единая Россия» Надеждой Михайловой. Оказывается, в 1-й РКБ в условиях нехватки мест в стационаре платных пациентов помещали на койки, предназначенные для оказания помощи на бесплатной основе. Другими словами, те пациенты, кто не смог или не захотел оплатить то, что полагается им по закону, оказались отодвинуты от получения госпитализации «платниками». И понятно, что кто-то в таких условиях вынуждено соглашается платить, чтоб только получить своевременно медицинскую помощь. Аналогичные нарушения зафиксированы в РКДЦ и ГКБ №9.
В большинстве случаев оказание платных услуг производилось на фоне невыполнения плана по оказанию бесплатной помощи. Так, в 1-й РКБ план по программе обязательного медицинского страхования аллерголог-иммунолог выполнил в 2013 году лишь на 56,5%, в 2014 году – на 45,5%. Зато доля платных приемов составила у него около 11% от общего количества посещений. Та же картина сложилась в РКБ №1 по услугам гастроэнтеролога, офтальмолога, эндокринолога и других.

«Структурой КДЦ, – пишут авторы отчета, — предусмотрено отделение по оказанию платных медицинских услуг, однако фактически оно не организовано, в связи с чем оказание платной амбулаторной помощи осуществляется в кабинетах, предназначенных для предоставления медицинской помощи в рамках ОМС (бесплатной помощи»)».
Наиболее очевидным нарушением стала организация приема, при котором и платных и бесплатных пациентов принимают одни и те же специалисты — в свое основное рабочее время. Обычно заплативший деньги пациент получает помощь «без очереди». Однако даже если «платник» встает в общую очередь, его прием занимает часть рабочего времени врача, которое полностью должно быть посвящено оказанию помощи по программе ОМС.

Характерно, что для платных услуг медучреждения закладывают в ряде случаев совсем другие нормативы времени, чем при оказании бесплатной помощи. Например, в КДЦ по услуге «прием врача-дерматовенеролога первичный» установлено время – 30 мин, хотя утвержденный правительством Удмуртии норматив — 12 минут. Видимо, уплаченные деньги меняют особенности организма пациентов…

Пойдя на нарушение «Правил предоставления медицинскими организациями платных услуг (утв. Постановлением правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 г.), руководители медучреждений Удмуртии, втянули в незаконную схему работы рядовых сотрудников. «… С целью привлечения платных клиентов в 1 РКБ предусмотрено осуществление доплат «инициаторам» — сотрудникам, по рекомендации которых пациенты получали платные услуги, что… влечет коммерциализацию платных услуг», — говорится в постановлении.
То есть врачу, по сути, придали функции коммерческого агента, работающего за процент с продаж.

О зарплатах и тарифах
Как оргсекретарь независимого профсоюза работников здравоохранения «Действие», считаю необходимым отметить, что большинство медработников крайне негативно относится к коммерциализации своей профессии. Внедрение платных услуг диктуется сверху, и, как я неоднократно уже об этом писал, основной механизм в этом процессе – это перевод государственных медучреждений на принципы самоокупаемости при заниженных тарифах ОМС на их услуги. В результате, чтобы как-то выжить, посаженные на голодный паек медучреждения вынуждены развивать платные услуги. Что касается высоких средних зарплат медиков, о которых отчитываются чиновники, то, как правило, на публику озвучиваются средние зарплаты врачей (без учета зарплат среднего и младшего медперсонала), причем это зарплаты на полторы-две ставки с расширенной зоной обслуживания и с доплатами за ночные дежурства. А при работе на одну ставку, без ночных дежурств, врач стационара высшей категории со стажем работы, например, получает в Ижевске на руки всего около 12 тыс. руб.

Но вернемся к итогам проверки.

Выяснилось, что утвержденный Минздравом УР порядок определения цен на платные услуги медучреждений, не соответствует требованиям бюджетного законодательства. Это позволило больницам установить завышенные тарифы на свои услуги. Так, в РКДЦ размер прибыли по услуге «повторный прием врача-эндокринолога» составил 320% (при себестоимости 116,4 руб. тариф установлен 490 руб.). В ГКБ N 9 и КДЦ рентабельность отдельных услуг составила 377,4% и 201%. Это при том, что бюджетным и казенным учреждениям Минздрава РФ рентабельность ограничена 20 процентами.

Авторы отчета указывают, что доля платных услуг в общем объеме оказываемой медпомощи по отдельным направлениям составляет до 70 (!) процентов. Например, в КДЦ в декабре 2014 года врач-уролог провел 712 приемов (из них 68% — платных), акушер-гинеколог – 1836 приемов (из них 68% — платных). Вместе с тем, пациентки массово жалуются, что к акушеру-гинекологу в КДЦ невозможно попасть – ожидание приема растягивается на срок от 1 до 6 месяцев. Продолжительность приема одного пациента этими врачами составила 5-7 мин. при нормативе в 30 мин. Как можно за 5-7 минут оказать качественную помощь?

Значение документа
Не секрет, что право граждан России на бесплатную охрану здоровья к сегодняшнему дню во многом превратилось в фикцию. Попасть на прием к врачам или получить плановую госпитализацию крайне непросто, а если все-таки удается, за многие вещи (обследования, медикаменты и пр.) все равно приходится платить. Многие граждане давно уже выбирают платную помощь, стремясь сберечь свое время, нервы, да и собственно здоровье. Бесплатное здравоохранение вытесняется коммерческой медициной даже в государственных медучреждениях.
Значение попавших в наши руки документов в том, что эта тенденция получила на теперь свое официальное подтверждение и квалифицированную юридическую оценку.

«Оказание платных медицинских услуг в республике характеризуется снижением доступности бесплатной медицинской помощи, некачественным оказанием медицинских услуг и, как следствие, замещением бесплатной медицинской помощи платной, что является нарушением установленного Законом №323-ФЗ основного принципа охраны здоровья…», — говорится в отчете сотрудников Госконтроля УР.

Проверяющие говорят о «системных нарушениях как в целом в отрасли здравоохранения республики, так и в проверенных медицинских учреждениях». «Минздравом не обеспечено надлежащее исполнение полномочий учредителя и главного распорядителя бюджетных средств, устранение пробелов в нормативно-правовом урегулировании вопросов оказания платных услуг, осуществление контроля деятельности подведомственных учреждений».

В отчете есть весьма интересные цифры, показывающие общую степень коммерциализации системы здравоохранения Удмуртии. Доходы от платных услуг составляет уже значительную долю в финансировании медучреждений. Так, 1-я РКБ получила в 2013 году от платных услуг 168,5 млн руб. (14,5%), в 2014 году – 188, млн руб. (13,5%). А в РКДЦ доля этих доходы в прошлом году составили уже более 20 процентов.

Анализ отчетности Минздрава показал, что в 2013 году государственные медучреждения получили по «доходным» направлениям деятельности 1,9 млрд. руб., в 2014 году – 2 млрд. руб.

Сравним эти цифры с данными «дорожной карты», утвержденной постановлением Правительством УР от 1 апреля 2013 г. N 209-р. Обозначенная там стоимость программ госгарантий в здравоохранении Удмуртии составляет на 2013 год — 13706,71 млн. руб., на 2014 год — 14708,3 млн. руб. Это означает, что доля коммерческих доходов в отрасли общественного здравоохранения Удмуртии достигла показателя 13-14 процентов.

Что делать?

Согласно информации на сайте Госконтроля УР, итоги проверки направлены лишь в адрес руководства Удмуртии, а также непосредственно в Минздрав УР с предписанием устранить нарушения. Полагаю, этого недостаточно.
Полагаю, что нам необходимо инициировать в Удмуртии широкую общественную кампанию в защиту гарантированного статьей Конституции РФ права на бесплатную медицинскую помощь. И здесь мало митингов и общих деклараций. Необходимо конкретное юридическое «преследование» по всем фактам нарушений.

В качестве первого шагов в этом направлении:
— намерен, в ближайшее время обратиться в правоохранительные органы по выявленным фактом нарушений.
— призываю граждан фиксировать все случаи незаконного внедрения платных услуг в государственных медучреждениях с нарушением закона.

Позже, разработаю и выложу типовой бланк жалобы на неправильный порядок организации оказания платных услуг в медучреждениях.

Полный текст отчета см. — http://andrey-konoval.livejournal.com/334284.html

Обсуждение закрыто.