К кому улетит «Ижавиа»?

К кому улетит «Ижавиа»?Удмуртия рискует потерять контроль над авиаперевозчиком и деньгами, выделенными на реконструкцию аэропорта.

ИА Udm-info

Терминал нужен и не нужен

В конце ноября глава Удмуртии Александр Бречалов неожиданно вернулся к теме получения аэропортом Ижевска международного статуса. На форуме «Транспорт России» он заявил, что республика отправила в федеральные органы власти соответствующий запрос:

«Мы прекрасно понимаем, что существующее законодательство не позволяет придать аэропорту статус международного. Но мы не теряем надежду, что нам пойдут навстречу или поменяют отношение к статусу «международный».

По словам главы Удмуртии, международный статус необходим Ижевску из-за ожидаемого увеличения пассажиропотока.

«Мы развиваем туризм, в том числе уникальную его составляющую, военно-промышленный туризм. В ближайшие три года мы вправе ожидать увеличения пассажиропотока если не в два раза, то на 70-80%. С увеличением активности неизбежно встанет вопрос о международном терминале, это предмет ближайших переговоров с Министерством транспорта и курирующим вице-премьером», — заявил господин Бречалов.

Ранее он говорил противоположное. В прошлом году Александр Бречалов заявлял о неактуальности международного терминала из-за отсутствия гарантированного пассажиропотока. Туристов в Удмуртии за это время заметно больше не стало, однако концепция вновь изменилась. Глава республиканского Миндортранса Алексей Горбачев уже заявил, что недостроенное 20 лет назад здание терминала надо снести до конца года как не соответствующее современным требованиям.

Знакомая фамилия

Почему вдруг глава Удмуртии по-другому увидел будущее ижевского аэропорта, а чиновники заторопились, понятно. Все идет к тому, что республике будут выделены из федерального бюджета 3,37 млрд руб. на реконструкцию аэропорта в Ижевске. Предполагается, что деньги будут поступать траншами в течение трех лет: в 2019 году 61,5 млн руб., в 2020 – 92,3 млн руб., в 2021 – 850 млн, в 2022 – 1,2 млрд руб., в 2023 – 1,16 млрд руб.

Но вполне может случиться так, что освоением средств федерального бюджета может заняться отнюдь не предприятие со 100-процентным государственным участием, каковым является АО «Ижавиа», а частная фирма с уставным капиталом 10 тыс. рублей и единственным учредителем со знакомой фамилией.

Произойдет это в том случае, если пройдет все необходимые согласования в профильных министерствах (Миндортранс, Минимущества) проект передачи полномочий единоличного исполнительного органа АО «Ижавиа» управляющей организации. В качестве таковой фигурирует некое ООО «Поможем», зарегистрированное в Нижегородской области с уставным капиталом 10 тыс. руб.

По итогам 2016 года балансовая стоимость активов ООО «Поможем» составляла 117 тыс. руб., убыток по итогам того же года – 113 тыс. Основной вид деятельности: регулирование и содействие эффективному ведению экономической деятельности предприятия.

Но самое интересное – это, конечно, фамилия единственного участника и генерального директора ООО «Поможем»: Синельников Александр Сергеевич, являющийся генеральным директором АО «Ижавиа». В Нижнем Новгороде, где и зарегистрировано ООО «Поможем», он работал с 2012 года директором одноименного аэропорта.

Отдать в пользование

Главным лоббистом проекта считается первый вице-премьер Александр Свинин. Якобы благодаря ему документ быстро движется по чиновничьим кабинетам, несмотря на сопротивление отдельных не желающих брать на себя ответственность министров. Все идет к тому, что согласования будут получены и проект передачи полномочий единоличного исполнительного органа (ЕИО) АО «Ижавиа» будет подписан премьером Ярославом Семеновым до конца года.

Последствия этой передачи могут быть самыми неожиданными. Республика, передав полномочия ЕИО АО «Ижавиа» ООО «Поможем», фактически теряет контроль за юридическим лицом. Доля в уставном капитале ООО «Поможем» может быть, например, продана третьему лицу, и республика воспрепятствовать этому никак не сможет. Должным образом отлаженные бизнес-процессы между АО «Ижавиа» и управляющей компанией могут направить прибыль от хозяйственной деятельности авиаперевозчика на счета управляющей организации, а не самого АО «Ижавиа».

Наконец, ООО «Поможем» зарегистрировано в Нижегородской области, и есть риск, что и налоги оно будет платить там, а не в бюджет Удмуртии. Да и возникает вопрос: на каком основании управлять деятельностью акционерного общества со 100-процентным государственным участием будет компания, ничем подобным не занимающаяся? Насколько известно, в Минимуществе УР нет информации о том, что ООО «Поможем» осуществляет полномочия единоличных исполнительных органов в других компаниях. Словом, вопросов много, а ответов пока нет.

Что скажет УФАС?

В том, что лоббистские усилия первого вице-премьера доведут проект до подписания, можно не сомневаться. Вопрос в том, что скажет УФАС. АО «Ижавиа» занимает доминирующее положение в сфере авиаперевозок и оказания аэропортовых услуг, а значит, сделку по передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО «Ижавиа» управляющей организации ООО «Поможем» необходимо предварительно согласовать с антимонопольным органом.

Пойдут ли на это в правительстве Удмуртии, понимая, что до Нового года вердикта антимонопольного органа не получить, и даст ли он добро на сделку, не понятно. Не исключено, что министров уговорят поставить свои подписи и сделку оформят как можно быстрее, не дав антимонопольному органу возможность заблокировать ее на стадии утверждения.

Все это, впрочем, нюансы. Намерение авторов и лоббистов этого проекта отдать АО «Ижавиа» в полное управление никому не известной фирме, владельцем которой является недавно прибывший в Удмуртию молодой человек с неоднозначной репутацией, само по себе требует внимания и оценки. Да и правоохранительным органам наверняка будет интересно узнать, в чьи руки может в итоге улететь АО «Ижавиа» вместе с 3,37 млрд руб., предназначенных на реконструкцию ижевского аэропорта.

Обсуждение закрыто.