Понаехавшие-2. На что тратятся «дорожные» деньги Удмуртии?

Фото: Удмуртавтодор

Организации с малой родины экс-советника, а ныне главы «Удмуртавтодора» Михаила Хренова осваивают сотни миллионов «дорожных» рублей.

Все под контролем

Еще весной 2017 года только-только назначенный и.о. главы Удмуртии Александр Бречалов заявил, что берет под личный контроль всю дорожную отрасль республики.

«Все, что связано с дорогами, будет под моим личным контролем, — заявил господин Бречалов. — Мы вникаем в каждый аспект этой работы. Начиная с того, какой краской у нас все красят, чем дороги ремонтируют. Мы, я думаю, переформатируем работу с точки зрения эффективности».

«Переформатирование» изрядно натерпевшейся от «клана Соловьева» дорожной отрасли началось в 2018 году, высочайше объявленном Годом дорог. Завершившемся массой победных реляций и многомиллионными убытками двух дорожных флагманов региона – «Удмуртавтодора» (около 400 млн руб.) и ДП «Ижевское» (215 млн руб., по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс). И заявлениями главы Удмуртии о том, что оба предприятия, пока что находящихся в собственности республики, будут приватизированы (к ним обещали присоединить и дорожные активы помельче), а 75% акций объединенного дорожного актива проданы ориентировочно за 3 млрд рублей.

Создание этого автодорожного холдинга правительство Удмуртии отдало на откуп «ВЭБ Капиталу». Подписав с правительством республики соответствующее соглашение, генеральный директор «ВЭБ Капитала» Антон Перин заявил, что «проектный подход, подкрепленный возможностями Группы ВЭБ, позволяет провести профессиональную реструктуризацию актива, его докапитализацию, повысить его стоимость перед приватизацией и реализовать квалифицированному инвестору».

Сплошные убытки

Объединить активы и начать их предпродажную подготовку власти республики обещали уже к 2020 году. Но ни о каком «повышении стоимости» и «докапитализации» речи, по всей вероятности, не идет. Как сообщил «Udm-Info» знакомый с ситуацией источник в правительстве региона, с высокой степенью вероятности АО «Удмуртавтодор» и ДП «Ижевское» покажут существенные убытки и по итогам 2019 года, и убытки эти могут быть даже больше, чем по итогам Года дорог. Найдется ли на 75% акций убыточного дорожного холдинга «квалифицированный инвестор», большой вопрос.

Экс-советник Ярослава Семенова, а ныне глава Удмуртавтодора Михаил Хренов
Фото: Удмуртавтодор

Тем более что взятая под контроль главой Удмуртии дорожная отрасль, которая в этом году должна освоить около 4 млрд рублей, несмотря на убытки предприятий, тратит сотни миллионов рублей вовсе не на ремонт и строительство дорог. И руководство Удмуртии ничего против этого не имеет, а как раз наоборот, только «за».

Так, еще в конце прошлого года в регионе начала работать служба, оценивающая качество содержания региональных трасс.

«Сотрудники патрульно-постовой службы выезжают согласно графику и минимум три раза за месяц объезжают всю республику — региональные и межмуниципальные дороги», — сообщила замглавы миндортранса Удмуртии Ирина Шкляр.

Фото: Удмуртавтодор

Чем же занимается эта служба? Как следует из пояснений чиновников, оснащенные ГЛОНАСС-датчиками автомобили разъезжают по республике, ведут фото- и видеозапись проверяемых дорог и заносят в специальный перечень выявленные дефекты. Предписания по устранению аварийных повреждений служба отправляет подрядчикам.

Эту систему контроля миндортранс, по словам премьера республиканского правительства Ярослава Семенова, перенял у «федеральных коллег».

«За содержание федеральной трассы отвечает подрядчик, а контролирует специальная служба, потому что невозможно, сидя в кабинете, определить, сделана работа или нет. Мы понимаем, что это надо проверить физически», — сообщил господин Семенов.

Первый вопрос, возникающий по этому поводу: а почему эту работу не выполняют заказчики или, на худой конец, «общественники», которые так любят контролировать дорожные работы? Второй, самый интересный: сколько это стоит? И ответ на него есть: работа этой службы обойдется республике в… 49,86 млн рублей. Ровно столько заплатит по контракту КУ «Управтодор» по контракту некоему ООО «К-Инвест», зарегистрированному в Санкт-Петербурге. Численность сотрудников предприятия, по данным СПАРК-Интерфакс, составляла в 2019 году 5 человек.

Фото: udmurt.ru

С берегов Невы

Впрочем, город на Неве, подаривший Удмуртии экс-советника, а ныне главу «Удмуртавтодора» Михаила Хренова, вообще оказался богат на разного рода подрядчиков для строительной отрасли Удмуртии. Один из них – компания «Сайтекс-Холод», занимающаяся в основном оптовой неспециализированной торговлей.

Какое все это имеет отношение к неспециализированной торговле, понять трудно, но факт остается фактом: именно питерское ООО «Сайтекс-Холод» заключило с «Управтодором» контракт на доработку (!) и развитие уже существующего программного комплекса «Управление дорожным строительством». Страшно даже представить, в какие деньги обошелся сам комплекс «программ для ЭВМ», если за его доработку «Сайтекс-Холод» получит, ни много ни мало, почти 10 млн рублей.

«Этот комплекс, по сути, является ничем иным как чуть доработанной версией Excel, заточенной под нужды дорожных предприятий. И что с этой программой можно сделать за 10 млн, я даже не представляю», — заявил «Udm-Info» на условиях анонимности бывший сотрудник «Управтодора».

В аналогичную сумму – почти 10 млн – обойдется «строительный контроль» реконструкции участков автодороги Костино – Камбарка, общая протяженность которой около 40 км. Вести этот контроль будет АО «Нева-Дорсервис», зарегистрированная, как нетрудно догадаться, в Санкт-Петербурге.

350 Жувамов

Это то самое АО «Нева-Дорсервис», которое является учредителем «Авто-Дорсервиса», а эта компания из Санкт-Петербурга получила, наверное, самый вкусный подряд, какой только мог быть. Она освоит 350 млн рублей на «выполнении работ по паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений с последующей постановкой на кадастровый учет». Еще 9 млн «Авто-Дорсервис» получит за «специальное обследование автодорог и искусственных сооружений».

Итого – почти 360 млн рублей пойдут вовсе не на гравий, асфальт или оплату работ по строительству и ремонту дорог, а на их паспортизацию. И все бы ничего, да только паспорта эти ни вместо асфальта не положить, ни ямы ими не заделать.

Много это или мало – 350 млн? Для сравнения: на дорогу в деревне Жувам, ту самую, что «прославила» #КомандуУдмуртии на всю страну, потратили 466 тысяч рублей. Если бы добавили еще столько же, отремонтированная дорога была бы хотя бы видна. Так что 350 млн рублей – это 350 «Жувамов», которые без всякого стеснения отданы компании из Санкт-Петербурга.

Мундштуки на миллион

Вишенкой на торте «эффективности» работы дорожной отрасли Удмуртии стоило бы признать закупку, которая, по счастью, так и не состоялась. Хотя, как знать, может, еще состоится.

В самом конце февраля АО «Удмуртавтодор» объявило тендер на поставку мундштуков для алкотестеров, с помощью которых несколько раз в день сотрудников предприятия (включая, очевидно, и «подснежников») проверяют на алкоголь.

Мундштуков в «Удмуртавтодоре» собирались закупить на 1 млн рублей. Но то ли одумались, то ли поставщика в Санкт-Петербурге не нашли, то ли решили повременить, подыскивая для них отдельное помещение. Потому что при средней стоимости мундштука 5-6 рублей (оптом – дешевле) предприятие купило бы, по меньшей мере, 200 тысяч, и это количество пластика куда-то пришлось бы складировать.

А может, в отказе от закупки виновата героически одержанная новым главой «Удмуртавтодора» Михаилом Хреновым победа над пьянством сотрудников, и мундштуки теперь не так нужны, как что-нибудь другое. Вряд ли «мундштучный» миллион пойдет на дорогу в том же Жуваме или где-то еще, ведь в Санкт-Петербурге множество самых разных фирм, способных предложить дорожной отрасли Удмуртии самое ей необходимое.

Обсуждение закрыто.