«Сбор Ротенберга» или диверсия в масштабах страны

«Сбор Ротенберга» или диверсия в масштабах страныС 15 ноября 2015 года в России начала действовать система взимания платы с большегрузных автомобилей массой свыше 12 тонн. Имя ей — «Платон». Теперь, по инициативе Росавтодора, крупные перевозчики обязаны оплачивать движение своего транспорта по федеральным трассам по цене сначала 1,5 рубля за километр, а затем — 3,06 рубля (с 1 марта 2016 года) и 3,8 рубля за км (с 1 января 2019 года). Новый налог введен якобы в благих целях, чтобы компенсировать ущерб, который грузовики наносят дорогам, однако у самих владельцев большегрузовиная версия событий.

kprf-udm.ru

Росавтодор заявляет, регистрацию в системе «Платон» прошли уже более 400 тыс. транспортных средств, в том числе все крупные сетевые перевозчики продовольственных товаров. С введением нового налога государство намерено получить дополнительно в среднем 40 млрд. рублей в год. При этом в Росавтодоре уверены, что это позволит к 2019 году привести все федеральные автотрассы в нормативное состояние.

У владельцев большегрузов возникает один закономерный вопрос — для чего все это нужно? Ведь они, как и все остальные автолюбители, платят транспортный налог, сборы от которого и должны идти на ремонт автомагистралей. Зачем и кому понадобилось облагать перевозчиков новой данью? Ответ на этот вопрос найти несложно.

Дело в том, что оператором, который начал собирать деньги – фирма «РТ-Инвест Транспортные системы». Половина акций этого ООО принадлежит сыну друга президента В. Путина, миллиардера Аркадия Ротенберга — Игорю Ротенбергу. И хотя Росавтодор заявляет, что «система взимания платы «Платон» — это новый внебюджетный источник финансирования дорожной отрасли», то, что миллиардеры будут вкладывать деньги в латание ям на автотрассах, вызывает сомнение.

Сборы с водителей осуществляются посредством сети терминалов, о запуске которой Минтранс отчитался 15 ноября. Хотя оператором «Платона» и является «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), но сама система находится в собственности государства. За свои операторские услуги РТИТС получит 10 млрд. рублей. Протестующие водители задаются вопросом: если сбор государственный, то почему бы его не платить напрямую государству, и уже прозвали нововведение «сбором Ротенберга».

Почему такая разница в расчетах его прибыльности – от 35 до 50 млрд. рублей в год? Из-за того, что правительство до последнего времени не могло определиться с тарифом. Первоначально было 3,74 рубля за километр, потом появилась цифра 3,06 рубля, но уже 11 ноября, в день первой акции протеста водителей, Минтранс объявил, что до конца февраля 2016 года будут собирать по 1,5 рубля за километр. Грузоперевозчики не понимают, как были рассчитаны нормативы платы за проезд. Если Минэкономразвития утверждает, что нужны 97 копеек, чтобы восстановить дороги и их содержать, так откуда грядущий тариф в 3,73рубля? Похоже, что в плату за проезд заложили расходы еще и на содержание организации-посредника. Кстати, сами дальнобойщики подозревают господ-инициаторов нововведения как минимум – в неумении считать, как максимум – в обмане. Когда они с калькулятором просчитали годовой доход от побора, получилось не 50 млрд. рублей, а более триллиона.

Но вернемся к проявлениям того, что власти называют «компромиссным и гибким подходом» к проблеме. Послабление коснулось и взимания штрафов за неуплату сбора в системе «Платон», которые для нарушителей могли бы составить сотни тысяч рублей. Штрафы отменены на полгода. Но связано это не только или не столько с активностью борцов с «Платоном», сколько с тем, что система элементарно не готова к работе. В регионах еще не установлено все оборудование для взимания платы за проезд. Не хватает специальной глонасс-аппаратуры, которой должны быть оснащены автомобили для контроля и учета. В целом перечне субъектов России – по одному единственному сервисному центру системы. Не отлажена работа терминалов, есть проблемы и с интернет-оформлением документов. Систему необходимо дорабатывать, принимать внятные решения, которые позволили бы ее запустить так, чтобы она устроила и перевозчиков, и государство. К примеру, в Германии аналогичную систему тестировали 2 года!

А в России, как всегда, одни придумывают законы для чьего-то быстрого обогащения, а другие вынуждены расплачиваться за это. Оттого по стране и прокатываются массовые акции протеста дальнобойщиков. Водители большегрузного транспорта выступают против введения платы за проезд по федеральным трассам.

По заявлению Минтранса, решение соответствует мировой практике, а эти деньги предназначены для ремонта дорог, которые разбивают тяжелые фуры. Водители аргументируют свой протест несколькими причинами. Во-первых, новые поборы ставят их бизнес на грань банкротства, во-вторых, сбор средств на ремонт дорог в России уже происходит двумя способами – через транспортный налог и отчисления с продажи горючего.

Акции протеста прошли, в частности, в Орловской, Курской, Белгородской, Калужской, Свердловской областях, в Санкт-Петербурге. Как правило, дальнобойщики в знак протеста блокируют движение на федеральных трассах, двигаясь со скоростью 15 км в час или не выходят на работу.

Перевозчик терпел много лет, но сейчас, когда с него пытаются снять последние штаны, терпение иссякло. Пока дальнобойщики стараются действовать в рамках закона, сдерживаются от реализации популярной идеи перекрыть трассы. Курские и белгородские дальнобойщики потребовали приостановить действие закона на период кризиса. Сами же водители, даже те, кто подписали документ, заявили, что намерены добиваться полной отмены платы за проезд, ну а подписались под петицией, поскольку полагают, что кризис закончится очень нескоро, да и к тому же кризис в России – состояние практически непрекращающееся. Дальнобойщики крайне возмущены и тем, что в государственных СМИ никто не говорит о том, что в стране назревает ЧП. А российский министр транспорта и вовсе договорился до того, что заявил по ТВ, мол, бастуют одни нелегалы. Но протестующих по телевидению даже не показывают, не говоря уж о том, чтоб им дали высказаться в эфире.

И понятно, почему не дают. Вот что пишет в соцсетях один из дальнобойщиков: «Наверно, они думают, что можно делать с нами что угодно и это останется безнаказанным. Дай бог, чтобы правительство нас услышало и приняло меры. Услышало нас, а не разговоры министра, который получает зарплату и докладывает правительству и президенту, что все у нас хорошо. Но у нас все плохо, Владимир Владимирович! Вся страна стоит и не работает! Вникните в суть нашего вопроса. Революцию делать, чтобы добиться чего-то в стране, если правительство не хочет нас слышать?».

Сейчас тысячи водителей большегрузных машин прекратили работу. Предприниматели ждут, как будет развиваться ситуация. Платить новый «оброк» они не готовы и лучше уйдут из бизнеса, чем будут работать себе в убыток. Многим придется продавать машины. Только кто теперь их купит, если грузоперевозки невыгодны.

Такие мысли беспокоят и Михаила Опарина – руководителя глазовской транспортной компании «Лагуна». На рынке перевозок он работает с середины 90-х годов и сейчас в его фирме трудится полсотни водителей. За некоторые машины еще не выплачены кредиты. Но сейчас ситуация такова, что едва ли не стоит вопрос о закрытии «Лагуны». Перевозки прекратились. Выезжать на трассу – себе дороже. «Система «Платон» по факту не работает, – говорит Михаил, – Поступление бортового оборудования в Удмуртию нам обещают только в следующем году! В интернете система «висит», ничего не оформить. А работать-то надо! Кредиты платить, запчасти и резину покупать, а для фур-иномарок они ой как недешевы. А машины – на приколе. И продать-то их сейчас проблема – цены на подержанные грузовики уже снизились почти вдвое. Грузоперевозки в нынешних условиях убыточны. Я считаю, что это диверсия в масштабах всей страны».

Особо главу «Лагуны» раздражает то, что это уже третий побор, якобы на дороги, а их как не было, так и нет. По этим направлениям фуры, из-за различных ограничений, в том числе и сезонных, движутся лишь 9-10 месяцев в году. А транспортный налог уплачивается за 12 месяцев. Инициаторы введения «Платона» даже не удосужились ввести градацию тарифов ни по экологическим классам авто, ни по грузоподъемности. Что «Камаз», что «Вольво» с Евро-5 – всех под одну гребенку.

Когда система начнет через «пень-колоду» работать, а её всё равно введут не мытьем, так катаньем (в неё вложены громаднейшие деньги), чтобы покрыть резко возросшие расходы транспортным компаниях просто придется поднять тарифы на перевозку. Возить товар в убыток никто из них не станет.

Считать, что это проблема исключительно дальнобойщиков, – ошибка. Она наша, личная, каждого. Ибо деньги в очередной раз вынут из нашего кошелька. Почему? А потому как в итоге бремя «сбора Ротенберга» будет переложено на конечного потребителя – покупателя в магазине. Сделают тариф в 1,5 рубля за километр – на 2% продукты подорожают. Сделают три рубля –подорожают на 4%. Впоследствии сыграет инфляция, и тариф будет за километр не три рубля, а рублей четыре-пять. Всё будет идти по нарастающей. Таким образом данный закон скажется на всем населении.

Большая часть товаров (70-80%) доставляется в магазины автомобильным транспортом. Поэтому ценник в супермаркете неизбежно поднимется. С среднем от 7 до 21%. И подорожание, по мнению представителей торговых сетей, произойдет скоро – к концу года. Ноябрьские поставки еще закроются по старым контрактам. А декабрьские и январские пойдут по новым, так как уже сейчас несколько крупных автоперевозчиков объявили о повышении стоимости своих услуг.

Второй возможный нюанс – ухудшение качества товара. Кошелек россиянина-то по-прежнему ограничен. В первую очередь это приведет к тому, что товар станет просто содержать меньше микроэлементов и все больше будет содержать заменители, непонятно чего и непонятно с чем.

Вся эта «прелестная» перспектива навевает вопрос – зачем правительство это делает, неужели только ради хороших дорог? В качестве ответа приведем два ответа. Первый принадлежит дальнобойщику: «Я считаю, что грузоперевозки решили монополизировать. В итоге у миллионов дальнобойщиков заберут кусок хлеба, а монополисты повысят цены на перевозки и будут их полностью контролировать, в итоге повысятся цены на продукты и прочие товары. И для этого придумали плату за проезд, хотя в плохих дорогах виноваты не мы, а те, кто делает некачественные дороги».

Второй ответ, горько-саркастический, дал представитель одной крупной торговой сети: «Они делают все очень правильно, потому что надо поддержать молодое растущее дарование Игоря Ротенберга, сына известного человека в обществе. 67 млн. работающих граждан России просто отдадут по 200 рублей. Что жадничать-то?».

Обсуждение закрыто.