В.Н. Иконников: «Сокращать нельзя, финансировать!». Правительство думает иначе

Василий ИконниковВ среду 01 июля 2015 года на пленарном заседании Государственной Думы РФ выступил депутат В.Н. Иконников по вопросу «О рекомендациях парламентских слушаний по теме «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы».

Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме

Уважаемые коллеги!

На парламентских слушаниях по основным направлениям повышения эффективности расходов федерального бюджета, многие выступающие поднимали проблемы субъектов Российской Федерации. Мы все с вами представляем регионы России. И нам не безразлична социально-экономическая ситуация, складывающаяся в них. Особенно, когда рассматриваются вопросы финансирования. А ситуация в субъектах РФ непростая.

Реальности таковы. Долговые обязательства субъектов Российской Федерации на 01 января 2015 года увеличились на 20,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 2,089 трлн. рублей. Плюсуйте сюда долги муниципальных образований в размере 306,5 млрд.рублей и получаем консолидированный долг субъектов РФ более 2,4 трлн. рублей. При этом у 70 регионов увеличились долги и лишь у 12 – отмечено снижение.

Что делает правительство в этой ситуации?

Вроде бы правильные действия – замещает дорогие коммерческие кредиты субъектов на дешёвые бюджетные по ставке 0,1% годовых. Но какова эффективность этой меры? Из 310,0 млрд.рублей бюджетных кредитов бюджеты субъектов смогли взять только 105,0 млрд.руб., что составляет менее 34%.

Почему регионы не берут дешевые кредиты? Не могут брать потому, что механизм замещения Правительством предложен крайне жесткий. Одним из условий, которое регионы должны принять и выполнить до 1 января 2017 года, является поэтапное сокращение объема долговых обязательств по кредитам банков и ценным бумагам до 50% от суммы собственных доходов. Многие регионы не могут воспользоваться этой кредитной поддержкой, так как условия ее предоставления оказались для них трудновыполнимыми.

Необходимо срочно корректировать правительственное положение, по которому выдаются бюджетные кредиты в силу его несоответствия складывающимся реалиям.

Правительство не спешит решать другую проблему – проблему рефинансирования задолженности ряда субъектов федерации по кредитам, номинированным в иностранной валюте. Валютные долги не дают развиваться Орловской, Оренбургской, Магаданской областей и Камчатского края. Правительству необходимо срочно конвертировать валюту долга в валюту РФ по среднему курсу ЦБ в 2014 году. Тем более, что в принятом Госдумой законе о бюджете внесен пункт, который дает право Правительству РФ в 2015 году принимать решения о заключении с субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями соответствующих соглашений, предусматривающих дальнейшее исполнение указанных денежных обязательств в валюте Российской Федерации.

На этом фоне Счетная палата РФ обеспокоенно отмечает сохранение рисков в обеспечении устойчивости региональных и муниципальных бюджетов. Полномочий множество, а денег на их исполнение катастрофически не хватает.

К примеру, в Орловской области при сохраняющейся негативной динамике налоговых и неналоговых доходов, а также планируемого Правительством существенного сокращения в 2016 году объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, расходная часть бюджета области практически полностью будет состоять из расходов на оплату труда с начислениями, на публичные нормативные обязательства и социальные выплаты населению, расходов Дорожного фонда и отчислений фонду ОМС на неработающее население. Естественно, что в этих условиях областная власть не сможет предусмотреть в бюджете области расходы на обеспечение деятельности сети государственных учреждений – больниц, поликлиник, школ, детских садов, интернатов и в полном объеме обеспечить софинансирование со средствами федерального бюджета многочисленных программ развития. Это серьёзный тормоз социально-экономического развития не только Орловской области в 2016 и последующих годах. Заметьте, аналогичная ситуация в подавляющем большинстве регионов.

Правительство должно снизить требования при предоставлении субсидий по предельному размеру софинансирования государственных программ из бюджетов субъектов Российской Федерации на уровне не более 5 процентов от общего объема финансирования госпрограмм. Эта мера будет способствовать сбалансированности региональных бюджетов, снизит их финансовую нагрузку и расширит возможности привлекать финансовые ресурсы из федерального бюджета по многим госпрограммам.

О сбалансированности региональных бюджетов и бюджетном федерализме. На 01 июня 2015 года 12 субъектов РФ, в которых проживает 35,9% населения России, на 51,2% формируют доходы консолидированного бюджета РФ. И самые большие расходы зафиксированы в этих же 12 регионах плюс еще в двух субъектах и того — 14. В этих 14 регионах проживает 41,85% населения страны. Получается у одних с финансированием густо, а у других пусто. Такой перекос и неравенство в распределении финансово-экономического потенциала по субъектам РФ должно быть предметом серьёзного рассмотрения в правительстве и принятия соответствующих мер, аналогичных принимаемым по регионам опережающего развития (Дальневосточного федерального округа).

Все признают, что необходимо помогать регионам снижать долговую нагрузку, замещать коммерческие кредиты на бюджетные и в то же время сокращается предоставление регионам бюджетных кредитов с сегодняшних 310 млрд.рублей до 130 – в 2016 году. Предлагается провести сокращение по межбюджетным трансфертам для региональных бюджетов на 92,2 млрд. руб. по сравнению с 2015 годом.

При этом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований остаются неизменными. В то же время, сокращается финансирование на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов регионов, а так же субсидий и субвенций. И это при том, что сегодняшними поправками бюджета уже сокращается объем дотаций на 58 млрд. рублей, в том числе: — на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов в сумме 32 млрд. рублей; — на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы сокращено еще 20 млрд. рублей.

К этому можно добавить 10-процентное сокращение госслужащих и урезание зарплат оставшимся. Только на ограничении индексации пенсий и соцвыплат, планируется съэкономить за три года 2,5 трлн.рублей – сумму равную той, которую пытаются взыскать с РФ акционеры ЮКОСа по решению Гаагского суда.

Уважаемые коллеги!

Смысловое значение словосочетаний «эффективность расходов бюджета» и «сокращение расходов бюджета» неравнозначно. Мы с вами понимаем это.

Понимает ли это правительство?

Обсуждение закрыто.