Правительство Медведева распечатает «кубышку» и озолотит не Россию, а Запад

Правительство Медведева распечатает «кубышку» и озолотит не Россию, а ЗападОтечественная экономика не дождется инвестиций из ФНБ и не получит развития

Свободная Пресса, Андрей Полунин

На улице кабмина РФ — праздник. Прогнозы показывают, что уже в 2020 году правительство сможет распечатать «кубышку» — Фонд национального благосостояния (ФНБ). Это следует из пояснительной записки к проекту бюджета РФ на 2020−2022 годы, опубликованной на сайте Госдумы.

В документе отмечается, что объем ФНБ увеличится в 2020 году с 8,172 трлн. рублей до 11,06 трлн. рублей — до 9,8% ВВП. В 2021-м он возрастет до 13,66 трлн. (11,3% ВВП), в 2022 году — до 16,196 трлн. (12,6% ВВП).

При этом в ближайшие три года средства ФНБ не предполагается использовать на финансирование дефицита бюджета РФ и Пенсионного фонда.

Ликвидная часть ФНБ составит в 2019 году 6,546 трлн. рублей, в 2020 году — 9,570 трлн. рублей, или 8,5% ВВП, в 2021 году — 12,165 трлн рублей, или 10,1% ВВП, в 2022 году — 14,715 трлн рублей, или 11,5% ВВП.

Доходы федерального бюджета от управления средствами ФНБ в следующем году ожидаются на уровне 62,06 млрд. рублей, в 2021 — 59,53 млрд., в 2022 — 551,2 млн. Снижение поступлений в бюджет РФ в 2022 году связано с тем, что с 1 февраля 2022 года эти средства будут направляться на формирование ФНБ.

А теперь — главное. В 2020-м, по достижении ликвидной части фонда объема 7% ВВП, у правительства появится право инвестировать средства сверх этой планки. В настоящее время в кабмине обсуждается концепция, в какие инструменты было бы целесообразно направлять эти деньги.

По мнению Минфина, при принятии решения о структуре активов нужно смещать акцент с ликвидности на доходность. При этом ключевая роль должна быть отведена внешним инструментам.

Это могут быть суверенные бумаги тех же стран, что определены для инвестирования сейчас, но с более длинным сроком обращения. Кроме того, рассматриваются квазисуверены — агентства, квазигосударственные банки или высококачественные корпоративные заемщики. Остается в повестке и вопрос о возможности направлять средства ФНБ на межгоскредиты, связанные с экспортом. В основном, речь идет о кредитах в сфере энергетики.

Возможность вложения средств ФНБ во внутренние активы также обсуждается. Здесь планируется учитывать два фактора. Первый — доля внутренних инвестиций должна быть небольшой, якобы чтобы не подвергать опасности конструкцию по снижению зависимости курса, инфляции, процентных ставок от цен на нефть. Второй — возможность подмены инвестиций квазирасходами бюджета, чего следует избегать.

Правила определения долей инвестирования ФНБ, критерии для отбора проектов будут утверждаться постановлением кабмина, которое планируется выпустить до конца 2019 года.

Другими словами, речь идет о новых вложениях сверхдоходов России от нефти в финансовые инструменты на Западе. Это означает, что никаких изменений экономической политики не предвидится — и это плохая новость.

По мнению аналитиков, глобальная экономика сейчас балансирует перед торможением, а российская экономика не растет из-за того, что механизм ее развития, который действовал до 2008 года, прекратил свое существование. Эта ситуация усугубляется геополитическим фактором. Москва находится в зоне риска, поскольку Запад нацелен на максимальное исключение РФ из мировой экономики.

В какой-то момент неблагоприятные факторы могут совпасть, и политика Минфина приведет экономику РФ фактически к коллапсу.

— Судя по риторике правительства, можно попрощаться с ФНБ окончательно, — отмечает председатель Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. — Раньше нам говорили, что как только в фонде накопятся 7% ВВП, мы будем понемногу вкладывать нефтедоллары в собственную экономику. Но как только этот момент стал приближаться, выяснилось, что деньги из фонда все равно будут инвестироваться по-прежнему. Что будут те же самые международные заемщики, или западные «высоконадежные» корпорации, или межгосударственные кредиты, направленные вовне. В любом случае, это не меняет сути нынешней модели экономики.

Что до вложений внутри России, их обставляют массой требований. Да до этих вложений, скорее всего, дело просто не дойдет.

«СП»: — Почему вы так считаете?

— Проект бюджета предполагает, что ФНБ будет расти и по достижению в своей ликвидной части 7% ВВП. Не очень, правда, значительно расти — меньше и меньше год от года, но все же расти.

Так вот, есть огромная вероятность, что в реальности ФНБ расти не будет. Например, так произойдет, если снизится цена на нефть — а это случится почти наверняка. Или же если возникнут новые расходы бюджета — возрастет транш в Пенсионный фонд, или возникнет необходимость закрыть различные отложенные расходы, вроде обратного акциза нефтяникам. В итоге, почти наверняка расходы бюджета окажутся выше, чем в нынешних проектировках, и тогда средства на пополнение ФНБ не будут поступать вообще, либо окажутся очень небольшими.

Таким образом, очень быстро — в результате трат по международным направлениям — размер ФНБ снова снизится до пороговых «неприкосновенных» 7% ВВП. И окажется, что инвестирование из ФНБ снова надо прекращать.

Словом, инвестирование в западные бумаги начнется и тут же остановится. А инвестиции в экономику РФ вообще останутся на уровне теоретических споров.

При этом структура инвестиций, повторюсь, практически не изменится. Я уверен, что первые суммы как раз поступят квазигосударственным международным заемщикам, или те же пойдут на покупку долговых западных бумаг с длительным сроком погашения.

«СП»: — Бюджет проектируется до 2022 года. Будут ли перемены потом, в преддверии президентских выборов-2024?

— Думаю, тогда тем более не будет никаких реальных инвестиционных вложений из ФНБ. Это, на самом деле, главный вывод из нынешнего проекта бюджета.

Получается, что Фонд национального благосостояния — уже отрезанный ломоть для российской экономики. Де-факто он используется как залоговый фонд для кредитования на Западе — причем, на невыгодных условиях. Поскольку мы на Западе держим свои деньги практически по нулевой ставке, а занимаем по довольно высоким ставкам.

По сути, объем ФНБ уже сегодня полностью коррелирует с размером совокупного внешнего долга России — если вычесть золотой запас, который, как я надеюсь, находится в РФ.

Замечу, как только внешний долг повышается, тут же увеличивается рынок ОФЗ — активизируется продажа долговых инструментов России иностранным держателям. Причем, в тех самых объемах.

На деле, после событий 2014 года Россия выплатила Западу около 300 млрд. долларов долгов. И пришла в новое финансовое состояние на мировом рынке, когда западные кредиторы РФ ничем не рискуют — их деньги на 100% гарантированы объемом наших золотовалютных резервов.

Такая ситуация, я считаю, будет держаться и дальше. А значит, о развитии экономики РФ — и прежде всего, за счет инвестиций из ФНБ — можно просто забыть.

— Проблема России в том, что у власти находится правительство, которое не умеет управлять страной, — уверен завкафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, экс-дипломат в ФРГ, США Николай Платошкин. — Наш кабмин похож на предпринимателя-неудачника, который решил открыть ларек с шаурмой. Он понятия не имеет, из чего шаурма сделана, где закупать ингредиенты, как нанимать персонал. И в конце концов приходит к выводу, что проще не возиться с бизнесом, а положить деньги на депозит в банке. Причем, в валюте, потому что рубль обесценится. А еще лучше — в иностранный банк, потому что наши все разваливаются.

Разница между кабмином и этим гипотетическим предпринимателем в одном: наше правительство само, своими руками, создало невыносимые условия для развития экономики. И теперь ссылаясь на то, что экономика в России плохая, оно вкладывает деньги за рубежом.

Я же считаю, надо гнать такое правительство в шею. Кто, спрашивается, виноват в том, что российские бумаги и инвестиции в РФ считаются ненадежными? Президент США Дональд Трамп?

Нет, в этом виноваты, я считаю, Дмитрий Медведев, Антон Силуанов, Герман Греф, Алексей Кудрин, Эльвира Набиуллина. Именно они создали невыносимые экономические условия для бизнеса и населения. И должны нести за это ответственность.

Обсуждение закрыто.