157 поручений и лишь треть отмечена конкретностью

ifjyyxyycrlfulawhyesqmkuuabmhzgpepodnnbpfnvzywvguz

«Советская Россия», 18 мая 2018 г.

Депутат-коммунист Денис Парфенов проанализировал очередной пакет путинских майских указов и пришел к выводу, что в сложившейся системе социальной несправедливости они неисполнимы.

– Нам преподносится, что подписанный президентом после инаугурации новый пакет майских указов направлен на существенное улучшение жизни в стране и является логическим продолжением указов 2012 года. По тем указам правительство бодро отчиталось: порядка 90 процентов выполнено. Только разделить этот оптимизм не очень-то получается.
Да, в сфере обороны и по отдельным направлениям безопасности многое сделано. Но значительная часть прописанного в указах 2012 года осталось лишь на бумаге. Взять хотя бы инвестиции – управляющий параметр развития любого производства и экономического роста. Должны были выйти на 27 процентов, но едва дотянули до 20. Так стоит ли удивляться, что наша экономика еле-еле движется? Указами тогда предполагалось повышение позиции России в мировом рейтинге Всемирного банка Doing Business до 20-й позиции. Дотянулись только до 35-й и остановились.
Старались поднять зарплаты бюджетникам в полтора раза. Очень необходимая мера, довольствие у наших людей совсем маленькое. Но все расходы легли тяжким грузом на регионы, из-за чего на местах были свернуты многие программы развития, а долги региональных бюджетов стали более 2 триллионов рублей.
Совсем безрадостная ситуация с поручением о создании 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Их было создано меньше 4 миллионов. Сильно отстаем!
Наконец, в указах 2012 года было требование об увеличении в полтора раза производительности труда. Для этого она должна была расти минимум на 8 процентов ежегодно. Но в прошлом году производительность поднялась меньше чем на 2 процента.
Что имеем в сухом остатке? А то, что прежние указы в значительной степени провалены. И причины провала у всех на виду. Экономическая политика, проводимая сейчас в нашей стране, носит классовый характер. Ее основные приоритеты – обеспечение благоденствия для самых богатых людей, для олигархии и тех, кто их обслуживает. Остальное население получает финансирование по остаточному принципу, зачастую не вовремя и не в полном объеме.
Одновременно происходит ползучая коммерциализация социальной сферы: образование, здравоохранение становятся все более платными. Эта политика началась еще в «лихие 90-е», продолжилась в «тучные 2000-е» и укореняется  сегодня.
Сложившийся в России государственно-монополистический капитализм проводит монетарную либеральную политику, и выгодна она очень узкому кругу людей. Например, те же госкорпорации. По большому счету государственными они являются лишь по названию, а по факту функционируют как частные предприятия, которые ориентированы на рыночные критерии успеха – на прибыль, на расширение доли на рынке, но не на полное удовлетворение потребностей нашего общества. Вот с такой не самой приятной картиной страна пришла к 2018 году и новому пакету майских указов.
Что видим в новых указах? Те же благие пожелания и правильные цели. Можно ли надеяться, что они будут достигнуты? Вряд ли. Указы-то в значительной степени сформулированы таким образом, чтобы проще было отчитаться об их выполнении. Из 157 прописанных поручений только 46 содержат конкретные цифровые показатели, на которые можно ориентироваться, остальное из серии «расширить и углубить». Это неверный подход.
Показатели, по которым удобно отчитываться, полезны для власти, но не для общества. Нужно понимать: если поставлена цель по объему экономики войти в «пятерку» стран, то смотря как считать. По паритету покупательной способности, если исходить из нашего ВВП, мы уже на шестом месте. Если считать по номиналу – всего лишь на одиннадцатом.
Обозначена задача обеспечения устойчивого роста дохода граждан. В указах 2012 года вопрос ставился конкретно: увеличить доходы в 1,5 раза. Формулировка 2018-го обтекаема. И здесь, думаю, Росстату придется «потрудиться». Но от этого в кармане у людей денег не прибавится.
Предполагается увеличение численности занятых в малом и среднем предпринимательстве, довести количество таких участников до 25 миллионов человек. Пока что их всего 6 миллионов. А есть ли основания надеяться на то, что бизнес в нашей стране можно будет вести настолько легко и непринужденно, что в 4 раза больше наших сограждан не только захотят открыть свое дело, но еще и смогут не разориться? Отнюдь…
Много сказано о необходимости создавать цифровую экономику. Но если это делать по рецептам господина Кудрина, которого нам предлагают на пост руководителя Счетной палаты, то, скорее всего, мы получим систему тотального контроля. Он не только сможет взять на себя привычные функции лоббирования определенных программ и проектов, но и как организатор создания государственной цифровой платформы будет отчасти и государство контролировать. Более того, можно будет менять управление под нужды именно технических систем развития. Тогда такое кибергосударство можно сравнивать с электронным концлагерем с надзирателями из либералов. Если уж заниматься цифровизацией экономики, то, полагаю, следует идти по другому пути и исходить из других принципов.
Мною проанализирована лишь часть майских указов. Но общая тенденция такова, что их исполнимость под большим вопросом. Проблема в том, что со старой командой добиться желаемых результатов не получится.
Если новый пакет указов ждет такая же участь, как и предыдущий, то сложно рассчитывать на прорыв, о котором говорил президент.
При этом у нас продолжается пир во время чумы. Количество олигархов – долларовых миллиардеров за два года увеличилось с 77 до 106 человек. Эти люди владеют состоянием в 70 триллионов рублей, что сопоставимо с ВВП всей нашей страны. Получается, что мы опять имеем процветание лишь в отдельных точках и у отдельных людей, а все остальное приходит в упадок.
Подобная ситуация уже оборачивается определенными проявлениями нестабильности. Даже сама инаугурация президента была омрачена страшной трагедией в Кемерово, мусорными протестами по всему Подмосковью, возмущениями граждан из-за попыток ограничения свобод в интернете. Кстати, социологи фиксируют, что президенту не удалось продвинуться к достижению социальной справедливости. А это самый острый запрос общества. И если будет сохранена прежняя политика, то Россия придет куда угодно, но только не к процветанию. До сих пор население достаточно спокойно реагирует на самый настоящий грабеж со стороны олигархов. Но это не означает, что так будет всегда.
Не стоит обольщаться 76 процентами доверия. В августе 1917 года публика была готова носить на руках господина Керенского, а через пару месяцев он был вынужден бежать из Зимнего в машине американского посольства. Нет ничего страшнее, чем утратить доверие народа, разочаровать его. Это сыграло свою роковую роль, когда рушилась империя Романовых и даже могучий Советский Союз.
Нынешней России нужно собрать все силы в кулак и добиться того, чтобы ее граждане были умными, образованными, здоровыми, чтобы экономика страны развивалась быстро и устойчиво. Но добиться этого можно только в том случае, если организовывать общество на социалистических началах.
Создавать мобилизационную экономику в рамках действующей капиталистической модели практически невозможно. Попытки совершить прорывы выливаются во что угодно, но только не в рост и не в развитие. В это напряженное время очень важно прислушаться к инициативам оппозиции, в первую очередь – к Коммунистической партии. У нас есть все необходимые рецепты для обеспечения бескризисного развития, о чем мечтает наш народ, но к чему мы так и не приблизились.
Уверен, чем быстрее будут приняты предложения КПРФ, тем эффективнее пойдет развитие, тем лучше будет жизнь в России.

Денис ПАРФЕНОВ

депутат Госдумы

Обсуждение закрыто.